01 ноября 2007

Украинский язык - как иностранный в новой гимназии на Луганщине!

В этом году в нашем городе стало меньше на одну школу, и больше на одну гимназию. Да, уровень образования растет! В этом году открылась русская гимназия на базе 60-ой специализированной школы. Директор гимназии Подтынная Алла Аркадьевна – учитель русского языка и литературы, депутат Артемовского районного совета в городе Луганске, а с этого года и «Заслуженный учитель Украины» поделилась с нами своими радостями, планами и победами.

– Алла Аркадьевна, скажите, с чьей инициативы обычную школу сделали русской гимназией?

Однозначно на этот вопрос я ответить не могу. До того как школа стала гимназией, мы проводили опросы на квартале Степном: старшеклассники опрашивали людей разного возраста и сделали соответствующие выводы. Опросы также проводили в школе среди учащихся, родителей и учителей. По обобщенным результатам вышло, что примерно 90% молодежи хотят, чтобы на квартале была русская гимназия, из людей среднего возраста такой процент был немного меньше – 80%, а из людей пожилого возраста положительно ответили вообще 100 %. Буквально после этого я прочитала в газете статью, и в ней рассказывалось, что правительство Москвы обещает всяческую поддержку Луганску в плане открытия в Луганске русской гимназии, что Северо-восточный округ Москвы (префект этого округа Ирина Рабер) готовы поддержать Луганск. К тому же, наша школа к этому времени имела некоторые традиции. Во-первых: у нас есть подшефная школа – это 1-я Чертковская школа в Ростовской области, с которой мы дружим уже 6 лет: друг к другу в гости ездим, обмениваемся методическими находками. Во-вторых: команда учителей нашей школы четырежды была лауреатом международного конкурса «Учитель года», конкурса, в котором участвуют приграничные области России, Украины и Белоруссии. В-третьих – это то, что представитель правительства Москвы в Украине привез и передал в нашу школу очень хорошую библиотеку классической литературы, среди которой русская литература, зарубежная литература и два комплекта энциклопедий «Аванта +»: вот такой определенный задел был сделан. И я обратилась к народному депутату А. Ефремову с предложением поддержать открытие на базе нашей школы русской гимназии – меня поддержали. До этого решался вопрос, чтобы русскую гимназию открыть на базе 10-ой школы в Жовтневом районе. Это маленькая школа, наше учебное заведение большое, и у нас есть широкие возможности выбора, так как рядом находится украинская гимназия – мы совершенно соблюдаем паритет. Решение об открытии гимназии было принято в апреле 2007 года, в течение лета мы оформили уставные документы и стали гимназией.

В некоторых Луганских СМИ говорится о незаконности открытия русской гимназии. Прокомментируйте, пожалуйста, эти заявления.

По Закону Украины об образовании, инновационные учебные заведения, действительно, должны быть с преподаванием на украинском языке, но я еще раз повторяю: в законе сказано, что в местах компактного проживания людей не украинской национальности могут открываться учебные заведения, где преподавание может вестись на языке национальных меньшинств (в данном случае мы рассматриваем как национальное меньшинство – русских). Желающих учиться в русской гимназии на нашем квартале много, есть потребность, есть социальный запрос и желающие, не только этнические русские, но и русскоязычное население, которое считает возможным обучение для своих детей на русском языке. Я также хочу добавить, что украинский язык в нашем учебном заведении ни коим образом не зажимается, не унижается, а наоборот, я считаю как жемчужина, он еще больше засверкает. Так как у нас преподавание на русском языке, мы добавили, за счет вариативной части, дополнительные часы на изучение украинского языка. Мы также разделили классы на группы при изучении украинского языка для того, чтобы можно было дойти до каждого, создать возможности для лучшего усвоения языка, для лучшей подготовки к государственной аттестации, которая проводится в форме независимого тестирования, и с этого года будет обязательной для всех учащихся. Украинский язык у нас процветает! У нас работает клуб любителей украинского языка «Украиночка». С этого года мы открыли театр русской и украинской сказки для учащихся 1-6 классов. Уже готовимся к премьерному показу в этом театре. Говорят, чем больше человек языков знает, тем больше жизней он проживает. Человек, живущий на Украине должен в первую очередь знать свой родной, украинский язык – это абсолютно естественно и нормально, но если люди будут знать русский язык, хорошо владеть языком и русской литературой, одной из самых великих литератур в мире, я думаю, это сделает человека только богаче. Поэтому вряд ли наша школа существует незаконно, мне кажется, что она вполне законна, и, кроме того востребована.

А увеличилось ли число учащихся в связи с изменением статуса школы?

Нет, число учащихся у нас не увеличилось, потому что конкурсный отбор в гимназию предусматривает определенный отсев. То есть, образовательный уровень гимназиста должен быть несколько выше, чем уровень учащихся школы, поэтому кое-кому пришлось перейти в другие школы в связи с тем, что они не прошли тесты, не сумели выполнить условия приема в гимназию. У нас стало немного меньше учеников и немного меньше классов. Мы упорядочили количество наших классов, сейчас у нас 47 классов, в прошлом году было 50 классов. Учащихся у нас, если быть точным, 1222, а в прошлом году было больше 1300.

Как изменилось качество образования, повысились ли требования к учителям?

Естественно, повысились требования к учителям, повысились требования к учащимся, повысились требования к организационным вопросам жизни. В сентябре у нас полмесяца ушло на организационное становление гимназии. Во-первых, изменились учебные планы, по которым мы работаем, изменились немного программы, к которым мы обращаемся, изменился набор предметов. За счет вариативной части учебного плана эти предметы соответствуют направлению класса, в котором занимаются дети. Кроме того, в этом году решением областного управления образования введен дополнительный предмет, который называется «Мій рідний край – Луганщина». Этот предмет будет преподаваться 1 час в неделю с 5 по 11 класс, он поможет лучше узнать историю своего края, своего региона, познакомиться ближе с его географией, его выдающимися людьми. Начинается этот предмет в 5 классе с истории семьи, с истории своего рода, дома, улицы, с истории своей школы, ну и в итоге мы приходим к истории своего города, региона. Кроме того, у нас в гимназии введены такие предметы, как техническое черчение, литература родного края, в соответствии с профилем класса введены – деловой английский язык, бизнес-курс. Как известно, зарплата учителя невысока, поэтому в школе работают преданные делу люди, так было в принципе всегда. И если человек не чувствует в себе этого, он чаще всего уходит из школы. У нас были такие прецеденты, когда люди приходили и уходили, но самые верные, самые преданные, самые талантливые – остаются. Требования, конечно, повысились, но наши учителя – это те люди, которые это осознавали и раньше, и которые безмерно требовательны к себе. Другой вопрос, то, что мы повышаем требования к ученикам. Вот такой вопрос, совсем не гимназический, как опоздания: в течение всего сентября, мы продолжаем бороться с опозданием. Сегодня мы пришли к тому, что опаздывающих у нас практически нет. Второй вопрос это форма: принято решение совета школы о введении обязательной школьной формы. Все учащиеся с 1 по 7 класс в обязательном порядке будут носить форму, 8 класса в этом году нет, а 9-11 классы – это деловой стиль одежды. Поэтому сейчас школьный парламент, совет школы занимаются этим вопросом. И если сейчас пройти по школе, то можно увидеть, что у учеников внешний вид перестал походить на пляжный или спортивный. Наши гимназисты начали понимать, что они приходят в школу. Естественно, основное требование – это требование к знаниям, к учебе. В соответствии с положением гимназии, в гимназии не могут учиться дети, которые имеют низкий уровень знаний. Для каждого гимназиста является обязательным участие в каком-то научном обществе, кружке, участие в олимпиадах, в творческих клубах, объединениях, то есть каждый гимназист кроме уроков должен еще чем-то заниматься, и эти знания передавать, делиться с другими.

В ближайшее время мы планируем посвящение в гимназисты. Ученики покажут, как у них за месяц сформировался коллектив, какую они выбрали себе форму, какая у них эмблема, они покажут свою визитную карточку, они будут это делать вместе с советом школы, с парламентом и со своими учителями. Еще хочу сказать, что коллектив учителей у нас творческий и, в определенной мере (это конечно любят говорить все в школах, но я говорю это совсем честно), наша школа кует кадры. Достаточно сказать, что из стен нашей школы вышли начальник одного из отделов Луганского городского управления образования – Прядкина А. В., заведующая Ленинским районным отделом образования Савенко Л. Н., заместитель начальника Артемовского районного отдела образования Гарганов И. В., вот сейчас на работу заместителем начальника городского управления по делам семьи и молодежи уходит Резников А. А., ушел от нас и Шарандин А. Е. заместителем начальника городского методического педагогического центра, ушла от нас также Выборная С. А. методистом в городской методический центр. На их место приходят молодые, и вот вчера Резников Алексей Александрович писал заявление и говорит: «Алла Аркадьевна, я сказал нашим молодым: смотрите, держите честь нашей школы». У нас работает Дьконов М. В., который заканчивал нашу школу, позже – университет и пришел к нам работать; работает Зайцев О. Ю. педагогом-организатором, продолжает работу Погосов Л.С., тоже выпускник нашей школы. Много молодых учителей у нас вырастает и уходят на большую работу, и, я считаю, это нормально. В начале кажется обидно: вот мы их растили (все пришли сюда, когда были еще студентами или только окончили институт, 13 лет назад)... За эти годы они выросли в настоящих, хороших учителей, которые в состоянии передавать свои знания педагогам города, я думаю, мы успеем открыть новые таланты и помочь им вырасти.

А как дети откликаются на все Ваши начинания? Они довольны?

Дети откликаются с удовольствием. Не всем детям хватает активности, я считаю, что в этом виноваты мы – учителя. Есть дети, от рождения активные, они приходят в школу и сразу выделяются, но таких детей не очень много. Каждый ребенок может быть лидером, может быть активным, главное найти ту струночку, найти то, что ребенку интересно. У некоторых детей лидерство с детства воспитано, и они готовы участвовать везде и с удовольствием, а некоторые дети скованы. Может где-то, на каком-то этапе что-то не срослось, может, недостаточно мудрый педагог попался, но ведь каждого ребенка можно расшевелить. Способности учеников достаточно высоки, дети очень отзывчивы. Совсем недавно, 22 сентября, у нас в школе проходил городской конкурс «Луганск – любовь моя». Участвовало в этом году 30 школ. А желающих учеников нашей гимназии участвовать в конкурсе было так много, что пришлось даже отбирать, ведь хотелось, чтоб не только наши дети, но и дети из других школ поучаствовали.

Каковы Ваши планы насчет будущего гимназии? Несколько лет назад школа получила квалификацию: стала специализированной, в этом году она стала гимназией, что Вы планируете еще?

Вопрос об украинском языке звучит очень часто, поэтому еще раз повторяю, что он будет процветать у нас, но язык обучения у нас русский. В каждой параллели у нас есть класс с углубленным изучением русского языка. По одному начальному классу в параллели учится по авторской программе Малахова – эта программа предусматривает продвинутый курс изучения русского языка. Введен у нас факультатив «Русская литература» – курс, который в полном объеме изучает литературу, как, предположим, в школах России. Кроме того, мы планируем в будущем сделать драматический театр для старшеклассников, где представления будут готовиться и на русском, и на украинском языках. У нас сейчас завязалась дружба с одной из школ Северо-Восточного округа города Москвы. В мае я была на Международной стажировке директоров русскоязычных школ стран ближнего и традиционного зарубежья, это было очень интересно, просто необыкновенно. Мы посмотрели много школ Москвы, много образовательных программ. И идеи оттуда я привезла к нам. Я увидела интересные программы Москвы, как например, школы здоровья – общеобразовательные школы, у которых основная задача сохранить здоровье нации, они пользуются очень большой поддержкой у правительства Москвы, очень хорошо финансируются. Я тоже думаю об этом. Планируется поездка наших детей в Москву, и мы будем принимать детей из Москвы. Хочу в перспективе ввести спецкурс «Культура России и Украины», чтобы дети знали и о музеях Украины и России, потому что подчас дети не знают великих святынь, а в принципе славянские святыни едины. У Украины и России, в основном, одни и те же памятники. В этом году я была во Львове и общалась там с детьми: мне как учителю это очень интересно. И вот меня поразило то, что львовские дети прекрасно знают историю своего региона, они гордятся своими святынями. А когда я пришла в 11 класс, к своим детям и спросила: «Вот, если бы вам рассказывали так много, так интересно о родном крае, вам бы было, что рассказать о своем?». Я в принципе предвосхитила ответ, дети говорят: «Не очень». Наши дети мало знают о своем крае. А ведь нам тоже есть чем гордиться, ведь Даль – автор Словаря великорусского живого языка из Луганска, и автор «Подмосковных вечеров» родился в Луганске, и «Белой акации гроздья душистые» – это вообще о Луганске, и стахановский рекорд принадлежит Луганщине, и молодогвардейцы тоже наши и Гринченко.… Много у нас того, чем можно гордиться, и история у нас интересная, но вот мы почему-то как «иваны непомнящие» живем, не помня своего родства. Нужно возрождаться, и вот в этом плане у меня есть определенные мысли. И кроме этого, мы планируем написание и публичную защиту работ учеников. Старшеклассники будут разрабатывать определенные темы, например, такие как «Русские корни Донбасса», «Культура русской речи», «Известные украинцы в России»…. В перспективе мне очень хочется на базе нашей школы сделать воскресную школу «Братство». Я посчитала, у нас в школе учатся дети 12 национальностей: греки, армяне, азербайджанцы, грузины, узбеки, таджики, поляки, евреи и так далее, конечно, не считая, русских и украинцев. Если каждая национальность поделится своими песнями, играми, традициями, обычаями – будет так здорово! И вот такое обогащение культур под сводами русско-украинской школы, славянского учебного заведения, будет способствовать тому, что человек будет ощущать себя гражданином мира.

Алина Заец.

газета: «Вечерний Луганск» от 24 октября 2007 г. №42 (355)

Алина Заец