19 ноября 2007

ГЕНЕРАЛ ГРИГОРЕНКО: КРАСНЫЙДИССИДЕНТ

П. Григоренко считал, что его партия ступила на путь измены социализму. «У меня конфликт с моей партией, – объяснял он В. Семичастному (главе КГБ) свою точку зрения при аресте. – Я отстаиваю свое законное право члена партии. И поскольку мне пытаются помешать в этом, я усиливаю эту борьбу».

ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕНИНИЗМА

После того, как П.Григоренко организовал в Москве нелегальную группу «Союз борьбы за возрождение ленинизма», занимавшуюся распространением в нескольких городах листовок, критикующих руководство КПСС был арестован, исключен из партии и армии, помещен на принудительное лечение в психбольницу и затем вынужден был поступить на работу в овощной магазин грузчиком.

В первый период своей деятельности П.Григоренко и его группа «Союз борьбы за возрождение ленинизма» выступали за революционную смену руководства КПСС и СССР: «За отстранение от власти бюрократов и держиморд, за свободные выборы, за контроль народа над властями и за сменяемость всех должностных лиц»

Во второй период требования П. Григоренко о смене руководства уступают место требованиям о реализации конкретных прав и свобод, гарантированных советскими законами (за право крымско-татарского народа на возвращение в Крым, за гласное разбирательство в судах политических дел, за недопущение злоупотребления психиатрией в политических целях и др.).

Не все предложения, как вы видите, которые выдвигал или поддерживал П. Григоренко, были обоснованы. Так, он утверждал, что СССР оккупировал республики Прибалтики и что поэтому они должны получить независимость от СССР. Он не учитывал, что борьба за советскую власть в Прибалтике началась сразу же после победы Октябрьской революции, а не в 1940 году и что вопрос об их вхождении в СССР был решен в этих республиках народным голосованием.

13 февраля 1978 года Указом Президиума Верховного Совета СССР П. Григоренко был лишен советского гражданства «за действия, порочащие звание «гражданина СССР». Въезд в СССР ему был закрыт. Но и это обстоятельство не повлияло на убеждения генерала.

ОТРИЦАНИЕ «КУЛЬТА»

Генерал-майор П. Григоренко был одним из немногих, кто обратился к партии и обществу с опровержением материалов XX съезда КПСС о «культе личности» Сталина. Он утверждал, что эти материалы не основаны на научном изучении общества и имеют контрреволюционный характер. Партия, по сути, выступила против революции, подняла на щит бюрократов, карьеристов, взяточников и других приспособленцев, ведущих страну к реставрации капитализма. «Диалога с такими монстрами, – пишет П. Григоренко, – быть не могло. Их надо не уговаривать, а вышибать».

В выступлении на московской партконференции П. Григоренко доказывал, что роль личности И. Сталина компенсировала партии то, чего она не могла дать обществу. «Есть какие-то недостатки в самой организации постановки всего дела партии, – отмечал П. Григоренко, – которые позволяют это». ЦК не проанализировал эти недостатки и сделал поспешный вывод о «культе личности».

За свое выступление генерал Григоренко был лишен права участия в конференции, получил партийное взыскание, снят с работы и переведен со службы в Москве на Дальний Восток. «...Меня хотели раздавить и принудить служить неправому делу», – говорил непокорный генерал во время своего первого ареста в 1964 г. председателю КГБ В. Семичастному.

Роль вождя, по мнению генерала, снимает бюрократическую волокиту при выполнении важных научных, технических, производственных и других проектов, повышает ответственность их исполнителей. Наличие вождя особенно важно в периоды революции и войны. Во Второй мировой войне, считает П. Григоренко, «нашему народу сильно повезло». «...Без сталинской мудрости, без сталинского гения победа, если бы и была добыта, то значительно большими жертвами и за более продолжительное время».

Выпускник Военно-технической академии в Ленинграде и Академии Генерального штаба Красной Армии, исполнявший на фронте обязанности начальника штаба и командира дивизии, генерал-майор П. Григоренко пишет в воспоминаниях: «...Сталину как Главнокомандующему не нашлось равного ни в лагере союзников, ни во вражеском стане». «Что же касается критики Сталина как военного руководителя в докладе Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда, то она находится на уровне мещанской сплетни».

«Я сталинец», – пишет о себе П.Григоренко периода до 1953 года.

По наблюдениям П.Григоренко, отношение людей к И. Сталину было положительным. «Я знал только то, что видел собственными глазами и слышал от окружающих. А слышал я даже в собственном доме, то есть от рабочих, мелких служащих, пенсионеров и их семей только хорошее».

И совсем иначе выглядело в глазах людей послесталинское руководство. «...У всех были недовольства, – отмечает П.Григоренко, – все рассказывали о фактах бесхозяйственности, беззакония, бюрократизма, глупости».

Противник скоропалительного решения XX съезда, Петр Григоренко характеризует связанную с ним политику КПСС, как «произвол, творимый КПСС после XX съезда», или как «крысиную напасть».

Позиция, занятая XX съездом КПСС, создавала другое представление о советском социализме как о закрытом обществе, состоящем из преступлений. Работавший в 60-е годы председателем КГБ СССР В. Семичастный в воспоминаниях пишет, что такое непродуманное отношение КПСС к своему прошлому подорвало авторитет СССР и коммунизма за рубежом.

НОВОЕ ПОНИМАНИЕ

ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВА

П.Г. Григоренко принадлежит оригинальная концепция «общечеловеческой правды и прав человека». Что нового внес П.Григоренко?

Он, как один из самых известных участников диссидентского движения, отказался от понимания прав человека как средней, абстрактной нормы.

«Естественные и неотъемлемые права человека», доминировавшие в сознании правозащитников 60-80-х годов, он заменил реально необходимыми, которые помогли бы достигнуть поставленную цель.

«Международно-правовые документы о правах человека, в глазах П.Григоренко, не абстракция и не самоцель, а средство борьбы за социализм и коммунизм.Рабочий – идеал, носитель самой высокой морали, – считает П.Григоренко. – Кулак – зверь, злодей, уголовник. Капиталист – кровопийца, кровосос, эксплуататор, тунеядец. Коммунистическая партия – единственный творец и носитель новой морали, единственной общечеловеческой правды. И хотя я видел в жизни немало отклонений от этих правил, – поясняет автор книги «В подполье...», – в душе жило убеждение, что это случайности, а в идеале именно так».

К противникам общечеловеческой правды и прав человека П.Григоренко относит и класс правящей в СССР партийной бюрократии, преследующей корыстные интересы. Он называет его «крысиной напастью». Задача защитников прав человека в СССР по П.Григоренко – бороться с этой напастью, мешающей народу строить коммунизм.

Ход рассуждений генерала Григоренко такой: когда большинство людей осознают, что партократия изменила интересам революции, и «осветят» эту напасть «лучом правды», весь СССР превратится в «диссидентскую республику» и власть партийных чинуш рухнет. Идеал П.Григоренко – увидеть «наш освобожденный от крысиной напасти народ».

Таким образом, не отдельные люди, а народ в целом является защитником прав человека и своего права создать в будущем коммунистическое общество.

«Власть, стремясь уйти из-под света, – говорит П.Григоренко, – изображает наши действия, как нелегальные, подпольные, пытается загнать нас в подполье.

Но мы твердо знаем, что в подполье можно встретить только крыс. Из подполья вышли крысы, захватившие власть над людьми. В подполье, – утверждает П. Григоренко, – растится культура еще более страшных «грызунов»: современных горбачевых, волкогоновых и других врагов социализма».

Противостоящее социализму западное общество (на примере США) это, по Григоренко, общество «духовно ущербное», с еще большим неприятием общечеловеческой правды. «Нет, – пишет П.Григоренко, познакомившись с жизнью людей в США, – я не хочу общества, в котором могут буйствовать гомосексуалисты, где казнь для опаснейших преступников отменена, а преступникам дана возможность казнить кого угодно и где угодно, где можно открыто угрожать убийством представителям закона и народным избранникам – полиции, сенаторам, конгрессменам, где судья может бесконтрольно оправдывать убийцу». П.Григоренко был убежден, что капиталистическое «материальное изобилие не может быть целью человеческой деятельности, оно должно достигаться попутно.

Но, хотя Запад и не является носителем «общечеловеческой правды» и допускает эксплуатацию человека человеком, «общечеловеческая правда» на земле одна. Поэтому страны Запада должны поддерживать защитников прав человека в СССР в их борьбе с «крысиной напастью» – за коммунизм. Иного выбора у этих стран нет».

Валерий Снегирев.

газета «Вечерний Луганск» от 7 ноября 2007 года №44 (357)

Валерий Снегирев