26 февраля 2009

Афганские воспоминания Валерия Гриценко И 29 лет спустя ему снится та нелепая война

 

 

 

Его дата рождения - 13 февраля 1960 года, спустя три десятилетия, почти совпадет с днем окончательного и полного вывода воинских подразделений с территории тогда уже Демократической республики Афганистан.

 

Эта страна с чуждой культурой, народом ортодоксальной мусульманской веры и приверженностью к средневековым обычаям стала местом гибели нескольких тысяч  граждан из многонационального государства СССР, с ее имперскими устремлениями и непомерными политическими амбициями.

Валерий Гриценко из семьи рабочих, детство и юность его прошли на городке завода «ОР» г. Луганска.  Еще мальчишкой он влюбился в  футбол, которым  увлекались тогда в каждом дворе.  Его первым тренером был В.Г. Погорелов, который рассмотрел в мальчишке задатки центрального защитника.  Не случайно оказался в группе подготовки команды мастеров «Заря», причем занимался он с ребятами старше своего возраста. Валерий еще юношей привлекался к играм за сборную Украины. 

В 1976 году, повторно выигравшего Кубок юности, Гриценко назвали лучшим защитником. В «Заре уже с 8-го класса он выступал за дублирующий состав луганской команды, получая в профкоме завода «ОР» зарплату.

Осенью 1978 года  его призвали на воинскую службу, числился в спортроте, играл в основном составе команды СКА (Ростов). Тогда ростовские армейцы  выиграли первенство первой лиги и получили право бороться во всесоюзном чемпионате высшей лиги. Зимой его привлекли в состав команды Северо-Кавказского военного округа  на зимнее первенство Вооруженных сил СССР по футболу. Его команда проиграла все матчи на престижном для армейских генералов турнире, в ходе которого за нарушение спортивного режима Гриценко отчислили. С воспитательной целью Валерия, в назидание другим, временно откомандировали в г.Орджоникидзе в часть по месту приписки. Но и там он воспринимался футболистом, к занятиям по воинской подготовке и уставной жизни его  не привлекали.

В тот момент командование приказало: в режиме особой секретности сформировать  стрелковое подразделение, отобрав наиболее физически крепких,  здоровых и выносливых,  идеологически выдержанных и морально-устойчивых.  Таким посчитали и Валерия Гриценко. Их погрузили в эшелон и скорым ходом, практически без остановок, доставили в Среднюю Азию. На ж.д. станции    г. Термез выдали новое обмундирование, каски и оружие.

В составе ограниченного воинского контингента Советской армии 21 января 1980 года Валерий пересек госграницу по понтонному мосту на БТРе.    Требовалось обеспечить целостность мостов через реку Пяндж.

Одни солдаты несли караульную службу непосредственно на мосту, другие –  в «секрете» - на 4-х точках для прикрытия своих и объекта  с укрепленных позиций, замаскированных на окружающих горных гребнях и вершинах. 

Питались кислым хлебом, сушеным картофелем, килькой и тюлькой в томатном соусе и гораздо реже гречкой с мясом 2-3 годичной давности. Проживали в палатках и землянках с крышей и стенами из фанеры.  

Периодически подвергались обстрелам афганских снайперов, больше охотившихся на офицеров, и нападениям душманских банд, целью которых  было через подрыв мостов и устройство засад прервать продвижение автоколонн, обеспечивающих снабжение гарнизонов Советской армии.

Валерию Гриценко и его товарищам не раз приходилось отражать атаки моджахедов, воспринимавших советские войска оккупационными. От вражеской пули спасали укрепленные позиции, окопы рыть приходилось вручную саперной лопаткой. Однажды Валерий углубился настолько, что сослуживцу пришлось его доставать из ямы  с помощью плащ-палатки. Посмеялись тогда во взводе от души. Но солдатские будни были суровы.

Первый настоящий бой, как говорится, стенка на стенку, запечатлелся ярко.

Из кишлака Даши, куда наш БТР поехал, чтобы запастись дровами, поступил по радиосвязи сигнал о помощи: «Угодили в засаду».

Всем, кто был не в наряде, командир дал команду: «На выручку товарищей!».  На двух БМП полтора десятка бойцов помчались на выручку. Через 2 км  увидели подбитый бронетранспортер и своих, ведущих позиционную перестрелку. Подъехав ближе, сами нарвались на массированный огонь. С горного склона,  обстреливая  советских воинов, «духи» завладели инициативой и уверенно стреляли на поражение. Нашим, укрывшимся за  каменными выступами, под градом смертоносного свинца, изливаемого сверху, нельзя было и головы высунуть. 

Тогда, в минуту замешательства, всех поразил храбростью  старший лейтенант Онищенко. Он с оголенным торсом, который крест накрест через плечи покрывали ленты с патронами, поднялся в полный рост и, ведя прицельный огонь из удерживаемого на уровне пояса ручного пулемета, скомандовал: «Бойцы! Враг на вершине, сбросим его. За мной в атаку! Вперед!».  Видя бесстрашие своего командира, бойцы с автоматами наперевес бросились бегом вверх по склону. Стреляли короткими очередями, направляя их в огоньки, высвечивающиеся из стволов моджахедов.

Стремительное продвижение советских бойцов и их прицельная стрельба заставили дрогнуть «духов», которые, получив команду, начали организованный отход с первоначально занимаемых позиций.  Исход боя был предрешен. Взбираясь вверх по склону, Гриценко боковым зрением заметил, как упал с ног, будто подкошенный,  боец. Подбежав к нему, Валерий увидел, что тот ранен в грудь, подхватил его, взвалил на плечо и, не взирая на разрывы посылаемых вслед им пуль, снес парня на дорогу. Накладывая на раненого бинт, видел,  как из его простреленного легкого истекает обильно кровь. Глаза боевого товарища были открыты, он негромко стонал от внутренней боли, царапал пальцами землю и вдруг затих…

Ценою жизни своего товарища наши бойцы обратили в бегство и тем самым спасли от смерти  пятерых из экипажа подбитого БТР.

Пережил Валерий и гибель комбата, того самого старлея Онищенко, неоднократно проявившего в боях непоказное мужество и неустанно заботившегося о быте для солдат, за спины которых он не прятался.

Демобилизация, объявленная министром обороны в сентябре, для Гриценко фактически состоялась в декабре 1980 года. Задержали, чтобы обучить смену для последующего выполнения интернационального долга.

За 11 месяцев службы в Афгане Валерий разучился спать по ночам, так как постоянно бодрствовал в ночном дозоре «на точке».  Рыбные консервы в томатном соусе на дух не переносит и с той поры вообще не употреблял.

***

Призывники первого года службы на территории ДРА боевых наград и внеочередных званий не удостаивались, об этом даже не думали. Юбилейные медали, в том числе «От   благодарного афганского народа», им вручали на гражданке, спустя годы.

Тяжелые будни службы во враждебном окружении, полевые условия быта, чрезмерное психологическое напряжение, непрерывный стресс и пережитое горе от потери боевых товарищей не могли не сказаться в его гражданской жизни по возвращению домой. 

Периодически случались в жизни В. Гриценко психологические срывы, когда накатывала тоска от невосполнимых утрат, нелепой смерти совсем молодых парней. Но любовь к футболу и упоение игрой помогали ему отвлечься и он, получая выговоры и взыскания за имевшие место нарушения спортивного режима, продолжал  карьеру футболиста. 

Болельщики со стажем подтвердят, что играл он самозабвенно, неуступчиво, не жалея своих ног, и бился на поле до финального свистка арбитра. При этом подавал молодым пример того, как надо отстаивать честь команды - не за зарплату, а по долгу и по совести.

После службы в армии Валерий Гриценко выступал за «Стахановец» (Стаханов), «Торпедо» (Таганрог), «Колос» (Павлоград). В 1982-1983 годах он  играл в основе «Зари». Затем Гриценко два сезона провел в ровеньковском «Авангарде». Уже играя за краснодарскую «Кубань», на зимних сборах в товарищеском матче забил мяч в ворота «Зари». Поиграл он в командах  «Крылья Советов» (Куйбышев), «Днепр» (Черкассы), «Десна» (Чернигов), «Пеликан» (Лович, Польша) и  «Рось» (Белая Церковь). В турнире аматорских команд в составе черниговского «Домостроителя» в 1996 году завоевал Кубок Украины.  Ныне проживает и работает в частной фирме г. Чернигов. Он признался, что и 29 лет спустя,  ему снится  та нелепая война.

 

Влад Крамарук, специально для «ВЛ»

 

 

  Документ-справка о потерях  в Афганистане

 

Всего убито, умерло от ран и болезней - 13833 человека,

в том числе 1979 офицеров.

Всего ранено - 49985 человек,

в том числе 7132 офицера.

Стали инвалидами - 6669 человек.

Находятся в розыске - 330 человек.

Награждены орденами и медалями СССР были 200 тысяч человек, из них 76 стали Героями Советского Союза.

Всего прошли через Афганистан 546255 человек.

(Данные генерального штаба ВС СССР, 1989 год)

«Гласность». - 1991. - N 29.

* * *

По уточненным данным, в Афганистане с 1979 по 1989 год погибли:

русские - 6888

украинцы - 2378

белорусы - 613

узбеки - 1086

казахи - 362

туркмены - 263

таджики - 236

киргизы - 102

грузины - 81

азербайджанцы - 195

армяне - 95

молдаване - 194

литовцы - 57

латыши - 23

эстонцы - 15

абхазы - 6

балкарцы - 9

башкиры - 98

буряты - 4

евреи - 7

ингуши - 12

кабардинцы - 25

калмыки - 22

каракалпаки - 5

карелы - 6

коми - 16

марийцы - 49

мордва - 66

народности Дагестана - 101

осетины - 30

татары - 442

тувинцы - 4

удмурты - 22

чеченцы - 35

якуты - 1

другие народы и национальности - 168

Потери по возрастам:

до 20 лет - 8655, в том числе 2 офицера

20-25 лет - 3557, в том числе 842 офицера

25-30 лет - 878, в том числе 640 офицеров

30-40 лет - 573, в том числе 396 офицеров

свыше 40 лет - 170, в том числе 99 офицеров.

«Гласность». - 1991. - N 34-36 (63-65).

 

 

Газета «Вечерний Луганск» №5 (421) от 11 февраля 2008 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru,

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25

 

 

Влад Крамарук