20 ноября 2009

АНТоний и КЛИОпатра

Римское имя Антоний, как и слова «античность», «антика», имеют один корень. На латыни – древнее, старое. Любопытно, что жившие в античные и раннехристианские времена авторы пишут о народе антов, как о предках или об одном из первых славянских племен, обитающих в среднем течении Борисфена (Днепра) где-то южнее современного Киева. Имя Клио, если кто помнит, греческое. Так звали одну из 12-ти Муз покровительствующую истории. А вот знаем ли мы, живущие в третьем тысячелетии свою историю? Кто слышал о применении запорожскими казаками подводных лодок и ракетного оружия? Какие народы, жившие на территории нашей Луганской области, умели «видеть» сквозь землю и при добыче полезных ископаемых обходились без выемки лишней пустой породы? Почему самый быстрый военный корабль мира во Вторую Мировую войну (лидер эсминцев «Ташкент») был построен для Черноморского флота по приказу основателя фашизма Бенито Муссолини? А сам итальянский лидер искренне радовался победам Красной Армии, хотя били не только немцев, но и его итальянские дивизии? Если читатель заинтригован, или недоверчиво пожимает плечами, самое время разбираться.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В СТЕПЯХ УКРАИНЫ

Рассмотрим классическую историю создания подводных лодок. Из школьной программы известно, что первый проект субмарины (пусть и в виде рисунка) принадлежит Леонардо да Винчи. А первые подлодки появились на вооружении флотов мира на рубеже ХІХ и ХХ веков. Потом, однако, историки докопались, что в середине XVII века против британской эскадры, блокировавшей голландские порты, была применена первая в Западной Европе «подводная лодка». Деревянное веретено с двумя колесами по бортам. Экипаж- два человека. «Двигатель» - привод от педальной передачи велосипедного типа (как на современных водяных велосипедах). Всплыть она могла лишь раз, сбросив балласт из закрепленных на корпусе мешков с камнями. Но для первого «боя» хватило и этого, хотя вооружения голландская субмарина не несла. Британцы, увидев, как между их кораблей всплыло неизвестно что, к тому же двигающееся без парусов, или весел, мигом сообразили, что это не иначе как происки дьявола и немедленно отступили. Через два года, правда, номер не прошел. Из-за несовершенства конструкции «лодка» затонула раньше, чем смогла до-плыть до вновь начавшего блокаду британского флота.

Из единственной дошедшей до нас 10-томной рукописи ХУ111 века по искусству ниндзюцу и обрывочных хроник начала сегуната Ияэсу Токугавы известно, что японские ниндзя также использовали нечто подобное субмарине. Правда, их устройство было скорее не подводной, а полузатопленной лодкой. Над поверхностью моря торчала голова «дракона», выпускающая дым, и хвост. На «вооружении» сего устройства было два десятка ниндзя тренированных, как подводные пловцы. Они выныривали из «дракона» и специальными буравами сверлили днище атакуемого корабля. После чего атаковали экипаж надводного судна с короткими мечами. Впрочем, последнего почти никогда не требовалось. В те религиозно-суеверные времена дымящий «дракон» действовал на психику моряков посильнее голландского подводного велосипеда.

Интересно, что Токугава, захватив власть, нанял другой клан ниндзя для очистки транспортных коммуникаций. Так появился первый в мире противолодочный корабль. От обычных парусников он отличался двумя большими колесами по бортам. Только вместо лопастей, как на первых европейских пароходах, японские колеса были оснащены острыми штырями. Завидев «дракона», такой корабль шел на таран и этими штырями крушил обшивку противника. Одновременно в воду ныряли ниндзя, которые принимали подводный бой и защищали днище своего корабля от подводных диверсантов с «дракона».

Возникает вопрос: для чего утомляю читателя этими узкоспециальными знаниями и какое отношение все это имеет к нашей стране? Разве что в силу известной шутки о подводной лодке в степях Украины. Что же, готовьтесь к сенсации. Источники—мемуары французского инженера Гийома де Боплана, майором на польской службе строившего крепость Кодак (ныне Днепропетровск), и капитальная работа секретаря посольства Франции в Речи Посполитой Пьера Шевалье «Исследование о земле, обычаях, происхождении и религии казаков. Исследование о перекопских татарах. История войны казаков против Польши. Вторая казацкая война», изданная в 1663 году в парижской типографии Клода Барбена «Под знаком креста». А также переписка этих авторов с современниками и турецкие летописи. Так вот, современник Хмельницкого, легендарный кошевой атаман Запорожской Сечи Иван Сирко, при взятии Синопа (что ему удалось задолго до Нахимова), массированно применил подводные, можно сказать, десантные корабли.

Два десятка казачьих «чаек» были переоборудованы специально для этого сражения. При подходе к Синопу с них сняли мачты. Уключины весел были снабжены кожаными муфтами. К бортам, плотно прикрывая «чайку» сверху, крепилась многослойная кожаная «палуба». Затем на борта навешивался балласт из камней в мешках. И, погрузившись в воду не больше чем на метр (глубже при весельном ходе невозможно), «десантные» субмарины шли рядом и под прикрытием надводного казачьего флота. Пока турецкий флот встречал надводную эскадру Сирко, подводная, всплывала между бастионами крепости и турецкими кораблями. А вызванную этим панику и суеверный ужас дополняли сотни казаков высадившихся на берег и атаковавших на абордаж турецкие корабли с тыла.

Кстати, этот талантливый полководец и флотоводец у нас незаслуженно забыт. Более полусотни выигранных сухопутных и морских сражений (ни одного поражения). Взяты штурмом и сожжены все турецкие города на Черном море кроме столичного Стамбула, взяты штурмом и сожжены все крупнейшие города Крымского ханства, включая столицу Бахчисарай. Чудеса героизма и воинской хитрости во время франко-испанской войны. Взятие всего с двумя казачьими полками Дюнкерка с минимальными потерями, после того, как вся французская армия под командованием очень талантливого полководца принца Конде, пять раз (!!!) отступала от стен этой крепости. В конце концов, в современных Сирко турецких источниках его называют не иначе, как Урус-шайтан. Сравните с прозвищем, данным турками Александру Суворову, который долго и страшно колотил их (правда, только на суше) – Топал-паша, т.е. «быстрый генерал», или «генерал-Вперед!». Суворов для турок был очень быстр. А вот Сирко и для турок, и для испанцев определенно – шайтан.

В нашей стране Сирко поставлен единственный памятник, на его могиле. На родине – Слобожанщине – ничего. Спасибо Львовскому городскому Совету, назвавшему именем великого украинского полководца улицу. А между тем, в истории Украины, даже считая и Киевскую Русь, не было больше ни одного полководца, выигравшего столько сражений и не знавшего поражений.

Как ни странно, память о нем сохранили наши соседи россияне. В обширной мемуарной литературе участников Отечественной войны 1812 года несколько раз упоминается странное «знамя» донских казаков Платова. В самых решительных случаях, в частности, при ударе во фланг Наполеону под Бородином, дончаки шли в атаку не под царским штандартом. Вместо знамени поднималась высушенная отрубленная кисть правой руки на казацкой пике. Оказывается, есть легенда, что Сирко приказал отрубить ему после смерти правую кисть и хранить, никому кроме казацкой старшины не показывая. А как придет трудный час для Отчизны, насадить кисть на пику и под этим «знаменем» гнать врага. Запорожской Сечи уже не было и реликвию, по легенде, хранили донцы.

Кстати, об упомянутом выше инженере де Боплане и построенной им против запорожцев крепости Кодак. Богдан Хмельницкий ее у поляков захватил, а потом, место уж больно удобное, здесь вырос один из крупнейших городов Украины – Днепропетровск. История получила забавное продолжение уже в годы нашей независимости. Один из жителей Днепропетровска докопался, что всемирно известная фирма «Кодак», при регистрации в момент создания, запатентовала свое название задекларировав, что такого слова (Кодак) нет ни в одном языке мира. Поскольку так называлась крепость, построенная задолго до изобретения фотографии, днепропетровец в письме, переданном послу США в Украине, потребовал от фирмы отчислений в городской бюджет Днепропетровска за незаконное использование чужого «бренда».

Сергей СОРОКИН

(Продолжение следует)

Газета «Вечерний Луганск» №42 (458) от 28 октября 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Сергей СОРОКИН