20 ноября 2009

Цирковое чудо

 

Луганскому областному колледжу культуры и искусств и главному режиссеру Луганского государственного цирка Дмитрию Тимофеевичу Касьяну при поддержке Луганской областной администрации удалось сделать грандиозное событие - Международный фестиваль детских и молодежных коллективов и исполнителей «Циркове майбутнє – 2009».

Международный цирковой фестиваль – в Луганске? Я плохо был знаком с делами цирка вообще и Луганского, в частности, поэтому меня это удивило. Думаю, мое удивление разделят и многие читатели, поэтому с этого вопроса и начнем.

Если бы вы попали в минувшую пятницу в Областной Дом культуры, бывший железнодорожников, то сперва решили бы, что вы – на съемочной площадке то ли какого-то странного карнавального фильма, то ли утопии о прекрасном будущем, где люди гуляют по зеленым лужайкам и предаются артистическим занятиям. Лужаек не было, а в остальном иллюзия была полной: сцена и зал были полны странными и интересными людьми, которые выгибались в акробатических стойках, манипулировали разными предметами, а в перерывах для отдыха балансировали на лбу кепку соседа. И над всем этим царил гомон на половине западноевропейских языков. «Can you switch on that lamp?» - кричит юноша технику, и видя, что его не понимают, переходит на язык жестов…

Отечественная цирковая школа широко известна в мире. Не просто ценится – пожалуй, выше ее ничего и нет. Десятки лет подряд советские цирковые артисты покоряли мир, хранили классическую школу и развивали ее, а во главе многих крупнейших европейских школ цирка стоят наши земляки. Отчего это так – скажу немного ниже, а пока что отметим, что участие в любом крупном фестивале на территории бывшего Союза для европейского артиста, тем более молодого, весьма интересно.

Вот директор швейцарской Scuola Circo госпожа Migani, в девичестве – Лидия Головкова. Лидия уехала за рубеж еще в начале 90-ых, а завершив собственную цирковую карьеру, занялась детьми. Души в них не чает, отдает искусству все мысли и силы, шьет воспитанникам костюмы на собственные деньги и привозит их сюда, чтобы они увидели высший цирковой класс, впервые в жизни выступили на настоящем манеже.

Потому что в родной Швейцарии такая возможность им не представится никогда. В Швейцарии нет настоящих манежей, на всю страну – ни одного стационарного цирка! Мы привыкли к роскоши и не замечаем ее. Более-менее крупный город – значит, есть свой цирк. А тем временем роскошь остается роскошью, хоть и не замеченная нами!

Итак, украинский цирк сам по себе уже интересен европейцу. А луганский фестиваль заметно выделяется на фоне прочих украинских!

С самого первого фестиваля «Циркове майбутнє», когда он не был еще международным, в 2002 году, событие очень заинтересовало как профессионалов, так и любительские коллективы и их руководителей. Было что-то в Луганске, чего не было в других городах – а со временем этого «чего-то» только прибавилось.

Во-первых, упомянутая уже возможность выступить на манеже. Для очень многих начинающих артистов, деток 7-9 лет, влюбленных в цирк, работающих в своих коллективах по многу часов, не хуже, чем взрослые, это – настоящее событие, переворот в сознании, который может действительно решить их судьбу. Не сценка местного клуба, не какое-либо помещение, а настоящий цирковой манеж. Кто сам не выходил туда, сможет лишь приблизительно представить себе это ощущение.

Во-вторых, международное компетентное, действительно беспристрастное жюри. Вряд ли директор школы г. Рош-ля-Мольер Жиль Тома сговорится с Джосселином Гассером из цирка «Star light» и циркачами Турина, чтобы засудить кого-то и подсудить любимчику…

И много других изюминок. Например, мастер-классы по цирковому искусству. Преподаватель Луганского областного колледжа культуры и искусств Павел Владимирович Кошель рассказывает об истории жонглирования, его слушают, открыв рот: то, что мы слышим в лекции Павла Владимировича, больше нельзя услышать нигде. Эта история – неизданная, ненаписанная.

Кошель рассказывает о первом великом мастере, русском жонглере Энрико Ростелли. Этот итальянец действительно родился в России и вырос в русском цирке. Многие его трюки не повторены до сих пор. Как, например, он жонглировал восьмью тарелками, одновременно вращая на ноге кольцо и прыгая через скакалку! Свои тренировки он держал в большом секрете. Но отец Александра Николаевича Киса, признанного впоследствии лучшим жонглером мира, делал вид, что подметает опилки на конюшне, на которой занимался Ростелли, и тайком смотрел за ним. Он был поражен, и потихоньку начал учить своего сына… А Кис был учителем самого Кошеля.

Если Ростелли держал свои приемы в секрете, то гости фестиваля не из чего не делали секрета. Даже языковой барьер – не препятствие для циркача, который привык брать не такие барьеры. Вот испанец Лоренцо Мастропиетро, жонглер со шляпами. Его номер – единственный в своем роде, и у Лоренцо не было учителей: некому было учить. Он объехал Германию, Норвегию, Великобританию, осваивая разные стороны мастерства. Основой для разработки номера ему служили классические дисциплины жонглирования: тарелки, кольца, булавы. Брать шляпу нужно, как кольцо, а бросать, как мячик; эти приемы Лоренцо разрабатывал сам. На мастер-классе Лоренцо поэтапно рассказывает и показывает, как он шел к своему номеру.

В Европе жонглируют по-другому, популярно «контактное» жонглирование, когда предмет не отрывается от тела, катается по нему вопреки законам физики, как привязанный. Им увлеклись так сильно, что почти забыли классическую школу. Гости показывают различные приемы, но не забывают учиться и сами.

После мастер-класса дети в восторге. Все, чем можно жонглировать, расхватано: в воздухе кольца, хула-хупы, булавы. Холл ЛККИ превращается в карнавальную площадку. «Это еще что, - смеется Петр Кошель, - я был на фестивале в Германии, куда приехало 3 тысячи жонглеров. В цирк превратился весь город!».

Нынешний фестиваль – третий с тех пор, как стал международным. И число участников росло: если в 2007 их было 150, через год – уже 25 коллективов и около 200 артистов и гостей из Украины, Беларуси, Латвии, Италии, Швейцарии, Германии, Франции, США…

Некоторые трудности появились в этом году. Во-первых, наверное, все-таки кризис. Финансирование уменьшилось, что, очевидно, стало основной причиной неприезда ряда украинских участников, которые собирались быть. Если иные, как например руководитель образцовой цирковой студии «Жанр» г.Бердичева Петр Герасименко, сочли бы попросту оскорбительной для себя идею, что из-за этого можно отказаться от поездки и не поддержать участием Луганский фестиваль, для других это все же стало решающим. Поэтому по сравнению с предыдущими годами ситуация изменилась так: иностранцев стало еще больше, только соотечественников – меньше.

Некоторое время фестиваль был вообще под угрозой срыва, помогло только участие ЛОГА. И отборочная часть проходила не на манеже, а на сцене областного ДК – вы уже поняли, какая это существенная разница. Хорошо, что хотя бы у победителей возможность выйти на манеж все-таки осталась – в воскресенье, на гала-концерте.

Здесь можно увидеть лучших и сравнить их. Видна основная разница между «нашими» детьми и гостями: наши номера сложнее. Маленькие дети делают очень сложные номера, не под силу иным взрослым артистам. Видно, что они работают с полной самоотдачей, не жалея себя. Номера многих европейцев более склоняются к шоу и проще технически. За кем же будущее?

Луганчанин Дмитрий Пономарев, ученик студии «Родник» - эквилибрист на катушках. У него очень сильный и зрелищный номер. Он сперва стоит, жонглируя, на доске, расположенной на одном свободно перекатывающемся цилиндре-катушке; затем на него ставится еще одна катушка, в другом направлении… с первого раза номер взять не удалось; конструкция рассыпалась; но он, не теряя духа, повторяет попытку, и – зал просто ревет! Кстати, во время конкурса, на сцене ДК, он сделал все без единой ошибки.

Тем не менее, он уступает Лоренцо – испанец побеждает заслуженно. А в более младшей возрастной категории первое место берет юная красавица из г.Бердичева, упомянутой студии «Жанр», Настенька Шиманская. В свое время их коллектив засудили братья-белорусы, отдав победу «своим». Теперь, на суде уже международного жюри, все расставлено на свои места. Пластический номер Насти прекрасен, словно его выполняет не девочка, а фея.

Вот на манеже – все победители. Уже все знакомые, всех знаешь по имени, про каждого можно рассказать историю. За три дня все стали такими родными, что жалко даже расставаться. Под аккомпанемент этого чувства и происходит прощание. До следующего года?

Виталий Дорофеев, фото  автора

 

Газета «Вечерний Луганск» №42 (458) от 28 октября 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Виталий Дорофеев