30 ноября 2009

Предвыборная инфлюэнца

Ах, заболевание, ох, эпидемия! Страна оделась ватно-марлевыми повязками, словно на учениях по гражданской обороне, в особенно истеричных районах уже и улицы опустели, привычный вид: гаишники на каждом углу разнообразились новой подробностью – гаишниками с новой, медицинской деталью формы. Как будто сейчас не только квитанцию на штраф выпишут, но еще и рецепт на лекарство.

Только оттуда такой ажиотаж? Что, бывали сезоны без простуд? Лично я не почихаю – осени не почувствую, зато потом шагаю в зиму во всеоружии тренированного иммунитета и за все тридцатиградусные морозы – хоть бы чих. Это естественно, это правильно.

И грипп – явление не самое приятное. Да, бывает, иногда и люди от него умирают, которым особенно не повезло, но процент смертности к числу заболевших столь невысок, что при таких шансах никто бы и в рулетку не сел играть, а уж болеть можно без задней мысли, и если подслушаешь разговор врачей: «Коллега, этот – не жилец!», можно гордиться своей особенной невезучестью, что-то вроде как у героя Пьера Ришара.

«Простуда – это единственная болезнь, которую не смогли победить и в конце XXI века. От всего изобрели вакцину, а от нее – нет», - рассказывает нам Кир Булычев, выписывая на звездолете чихающую Алису Селезневу. Видно, так уж человечеству чихать на роду написано.

Есть такое понятие – «накалять обстановку», или «сеять случаи массовой паники». Например, если полстраны снесет ядерным взрывом, второй половине нужно сказать, что не более двадцати человек получили ушибы, остальные отделались легким испугом; потому что если показать картину во всей красе, то в естественной панической реакции передавит друг друга и вторая половина страны, бросившись наутек. И в таких случаях не следует заводить разговоры об «утаивании информации», всем СМИ – дружно молчать, а кто начнет разводить демократию, того поспешно ставить к стенке.

Что, как не «накаливание обстановки» мы видим в сегодняшних новостях? Я разговаривал с людьми, которые не включали телевизор и совершенно «не в курсе». Никаких объективных признаков ничего телевизионного в реальном мире они не видели, поэтому улыбка их шире и взгляд веселей. К такой улыбке и простуда не пристанет!

Зато у тех, кто смотрит, спектр эмоций самый широкий, вплоть до глубоко-глубоко депрессивных.

Помнится, друг Джерома К.Джерома, Джордж больше всего любил читать медицинскую энциклопедию. Свойство этой книги таково, что все болезненное, описанное в ней, можно без особого труда обнаружить в себе…

Если страх нагнетают – значит, это кому-то нужно? Ничего случайного «там» бы не допустили. И ежели цветет бурным цветом эпидемия на голубых экранах, из этого можно сделать два вывода: 1. Реального вреда от «эпидемии» немного, потому что иначе о ней никто бы не стал говорить. 2. Эффект «истерических новостей» хорошо просчитан и отмерен. Его будет недостаточно, чтобы довести народ до паники, но он будет строго балансировать на грани легкой и повышенной нервозности.

Замечательны сюжеты о пенсионерках, «возмущенных и напуганных отсутствием марлевых повязок в аптеках». Пенсионерки – это вам не темная молодежь, раньше каждая девочка в школе эти повязки на раз крутила. Зачем их покупать?

…А что же убережет от паники? Ну конечно, Премьер-министр. Она так хорошо, убедительно и часто говорит об этом в телевизоре. Ее воркование по содержанию приблизительно такое: «Любі українці, приходит лето. Лето – это не зима. И не осень. Зимой холодно, а летом жарко. Летом многие работают на огороде. Для работы на огороде можно использовать тяпку. Тяпка – это такой сельскохозяйственный инструмент, с заостренным плоским лезвием на одном конце и деревянной ручкой на другом…»

Позволю напомнить, что боевые действия США на Ближнем Востоке сопровождались не только колебаниями цен на бирже. Главной новостью тех дней была страшная смертельная неизлечимая китайская атипичная пневмония.

Через полгода после полной победы демократии на Ближнем Востоке об атипичной пневмонии основательно подзабыли. И никто не встал и не закричал: что это ваша гора только мышей рождает? Самые ценные, первейшие качества демократического гражданина – как можно более короткая память и соглашательство.

А о чем кричали наши заголовки сезона 2004/2005? Нет, не только об «оранжевой революции». У нас ведь тогда свирепствовала эпидемия птичьего гриппа! Правда, свирепство ее все как-то уходило впустую, но картинки организованного мародерства на птицефермах Крыма и Турции в телевизоре были очень живописными.

Технологии влияния на массовое сознание не зря развивались и жрали кучу денег десятилетиями. На массовое сознание действительно можно влиять, да и вообще оно довольно простая штука. Демократия – это вообще непомерно разросшаяся лаборатория д-ра Вундта, в котором поведение масс подчиняется исключительно бихевиористским (поведенческим) законам. И если в телевизоре включили стимул «эпидемия», очевидно доказана и просчитана связь между эпидемиями и электоральным поведением. Уж не знаю, какая она там, та связь, но те, кому надо, хорошо знают.

Собственно, какие выводы из всего этого можно сделать? Улыбайтесь больше, беспокойтесь меньше и читайте газету «Вечерний Луганск»!

Виталий Дорофеев

Газета «Вечерний Луганск» №43 (459) от 4 ноября 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Виталий Дорофеев