08 декабря 2009

КИНОсмотрящий : Дисней по-русски «Книга мастеров»

 

«Книга мастеров» — фильм-сказка режиссёра Вадима Соколовского. Первый российский фильм студии Walt Disney Pictures.

Еще до выхода фильм получил приз на крупном международном фестивале детских и юношеских фильмов в Германии. Немцам сказка с русским колоритам понравилась. Русские отмечают в основном то, что тут много компьютерной графики, знакомых лиц поппури из сказочных сюжетов и странного монголоидного Ивана.

Вот почему различные модные ухищрения, спецэффекты стираются так быстро? Пересматриваешь Александра Роу – ну ничего за полвека не устарело, только разве грима на лице героини многовато и грубоват он… Но это малюсенькой настройкой себя перестает резать глаза: хорошая декорация в художественном произведении – условная, чтобы не закрывать собой содержания. Лучший лес – это две ветки и столб с табличкой «лес». Есть у нас воображение, а для детской сказки это самое главное. Чем тяжелее груз спецэффектов – тем более придавлено воображение, вот и все. А ему это тягостно и вредно для здоровья.

Фильм начинается сценой на омерзительно гламурном поле (так, наверно, пытались выразить понятие «волшебно красивое»), потом – панорамой каменной башни. Камера, закручиваясь, опускается куда-то в дырку в макушке башни, показывая ее внутренности… Вроде недавно был «Властелин колец» - а уже мутит от этого повтора повторов так, что бежать хочется.

А потом скачут и Призраки кольца, только числом, кажется, поболе девяти. Зовут их каким-то странным, нехарактерным для русских сказок именем. (Что-то среднее между «татарами» и «ордынцами»?) Потом и огненная река, Ортханк, Саруман в женском обличьи армию орков из камня ваяет…

Простора воображению в этом компьютерном великолепии – ни на волосок. Плоско и банально.

Как же глупо смотрится каменная княжна с повадками офисной стервы – и в кокошнике… Как и «тридцать четвертый богатырь», заделанный под Астерикса, с жалобами на политкорректность, словно «тринадцатый апостол» из «Догмы». Типа не смог Пушкин его зарифмовать и сократил… Ох, господа сценаристы, Пушкин – не вы, он мог зарифмовать что угодно, и было бы тридцать четыре – вписал бы в сказку тридцать четыре. Таки тридцать три их было, и никакие Астериксы там не примазывались. 

Нет, я вовсе не утверждаю, что «все советское – прекрасно». Снималось и там немало проходного, заказного, вымученного. Попалась недавно какая-то сказочка начала 80-ых, где Ефим Шифрин в образе Бабы-Яги на электрической ступе летает. Откровенная бутафория, грубо, гротескно, самопародийно. Но главное – снимать шедевры умели, было кому, и хороши они были не только для детского воображения. Так же в первый раз недавно увиденный фильм «Кащей Бессмертный» произвел потрясающее впечатление: глубоко, эпично, народно…

Детская сказка – сложнее взрослого фильма. Давно известно, что с детьми нужно разговаривать как со взрослыми, без сюсюканья, которое они сразу чувствуют и презирают. Как со взрослыми – но все же по-детски. И нужно иметь, что им сказать. Фильм-сказка – настоящий живой организм, и нужно иметь талант и сердце, чтобы его оживить. Это вам не по камням-алатырям (из «Книги мастеров») кувалдой стучать!

На образах из «Морозко», «Золушки», «Звездного мальчика», белорусской «Красной шапочки» мы выросли, они питали – и заодно воспитывали, как надо. Весь категорический императив Канта можно было впитать из этих сказочек, и хоть бы никто не рассказывал о морали, о светлом и прекрасном в душе – все можно было узнать за время школьных каникул. Потому что об этом и рассказывать не надо, в детской душе оно все есть, а сказочка – как тест для проверки, как камертон для настойки: стукнул по нему легонечко, пошел звон – и резонанс с тем, что внутри. Есть контакт! Сказкой правду проверяем.

На «Книге мастеров» не вырастешь. Это все равно что один поп-корн жевать. И не то, чтобы она даже «плохая», а просто никакая.

«Почвенники» не глядя решат, что раз продюсирование фильма шло с архизападного «Диснея», то не иначе, как с целью растлять Россию. Посмотрели внимательно – нету растления. Даже вообще зла как такового в фильме нету; ну стервозная эта княжна и в черный цвет сильно перекрашенная, так стервозность по офисным канонам – это даже и положительно, а черный – просто «готично». «Западники» не глядя обрадуются: наконец у нас появился современный, прогрессивный детский кинематограф! Посмотрели внимательно – нету прогрессива. Спецэффекты из Питера Джексона клонировать – не такое уж ноу-хау. Для облегчения мысленных усилий зрителя в массовом западном кинематографе давно канонично используют технику «клиширования», и только ее. Всегда ясна последовательность сцен и даже их длительность, набор приемов для изображения тех или иных эмоций, то, что замедление темпа перейдет в смешную неожиданность, и ближе к концу один из главных героев совсем уже помрет, но потом быстро оживет (в «Книге…» с этим вообще переборщили: 3 раза это случается!). А следствие у всего этого – фильм и один раз досмотреть до середины скучно, а чтоб пересматривать, тем более что-то из него запомнить и для себя вынести – такого не случалось.

Добра в фильме, конечно, тоже нет. Есть с десяток разных личных желаний: Княжна хочет, чтобы все было темно и готично, Ваня хочет славы и Катю, свиноподобная баринова дочка – жениха любого, барин хочет… гм, ну пороть он хочет, извращенец, Баба-Яга предельно скромна, хочет всего лишь наваристого супчика. Вот в силу этих своих незамысловатых желаний эти герои и копошатся кое-как в экранном пространстве.

Даже ведь и мира Мастер-Ваня не спасает; сперва всеми силами способствует тому, чтобы все стало готичным, долбя камень – исключительно в собственных интересах славы, потом мимоходом похеривает мечты Княжны – забирает Катю, и зверский ритуал по высушиванию травы и вычерниванию неба срывается. Все, можно спать идти.

Виталий Дорофеев

 

 

Газета «Вечерний Луганск» №44 (460) от 11 ноября 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Виталий Дорофеев