08 декабря 2009

Студентам института культуры СЛЭМу захотелось

 

В министерских программах, классификаторах специальностей и тому подобной документации стихосложение искусством не очень-то считается. По крайней мере, его изучение оставлено старым добрым кафедрам гуманитарных наук, а в институте культуры такому не учат.

И когда преподавателю ЛГИКИ Василию Дунину пришла идея провести «поэтический слэм» в данном вузе, участниками со стороны студентов стали «народные мастера», то бишь, поэты «от сохи», высоким словесам не обученные. Были это хореографы, дизайнеры и подобные специалисты широкого профиля.

А с противоположной стороны, которую в противовес студенческому «завтрашнему дню» назвали стороной «сегодняшнего дня», сидели чуть более взрослые и намного более взрослые и опытные участники: Игнат Меренков, редактор институтской газеты, Александр Баркар, сам Василий Дунин, преподаватели и… Владимир Спектор, весьма маститый поэт, председатель Межрегионального Союза писателей, обладатель списка наград, приблизительного равного списку королевских титулов.

В этом и состояла идея слэма: поэтическая схватка между поэтами из студентов и поэтами повзрослей. Кто же победит? Вот интрига!

Правда, как проводить его и что это собственно такое, ни Василий Дунин, ни прочие не знали. Поэтому обратились за консультацией к более опытным в этом деле товарищам, которые и поделились опытом многочисленных поэтических ристалищ, которые в последние годы были одной из самых модных форм культурной жизни.

Не знаю, пошла ли консультация на пользу, потому что мероприятие, которое получилось в итоге, на слэм мало походило, да и вряд ли могло походить. Если взять за образец прошлый Львовский слэм, то – «ревущее пьяное чудовище», которого испугался даже сам главный идеолог и организатор А.Ульянов. В ходе слэма стихи не читаются, а орутся и подчеркиваются экспрессивными телодвижениями; поэты заголяются и пускают в ход другие средства непоэтического характера; публика неистовствует и выкрикивает непристойности, потребляет горячительные напитки и бурно реагирует, иногда с порчей мебели и поэтического реквизита; по правилам классического слэма, никакого жюри быть не должно, победитель выбирается по общей реакции зала.

Вряд ли кто-то хотел такого в столь благопристойном заведении, как ЛГИКИ. Хотелось слэма, но ручного, домашненького. И вот, пам-пам, состязание открыто. На сцене – правильные студенты, в зале – не менее правильные зрители. Некоторым из последних раздают карточки с цифрами от 1 до 5 для судейства. Через 15 минут немногие присутствующие «посторонние» зрители уже с трудом сдерживаются и хохочут, прикрывшись ладонями; правильные зрители с серьезными лицами усердно поднимают карточку с цифрой «5» после каждого прочтения.

Очевидно, участникам «завтрашнего дня» ставить меньше пяти судьям неудобно, потому что друзья, а «сегодняшним» - тоже неудобно, потому что преподаватели. В стихах же для оценки еще и разбираться надо, поэтому проще уж так… чтоб никого не обижать…

Но у некоторых участников-студентов, видимо, друзей пришло меньше, и они выбывают в первом туре, получив вместе с пятерками и пару четверок. Стихи у них, кстати говоря, далеко не худшие – лучше уж, чем у двоих, которые выходят «в финал». У мальчика-финалиста не стихи даже, а то, что с вежливым сочувствием называется «проба пера»; у девочки – все-таки стихи, на троечку: нормальный текст для попсовой песенки.

В принципе, хорошо даже, что участники – «неспециалисты». Если бы на сцене сидели студенты специальности «литературное творчество», их произведения рядились бы в технически гораздо более вычурную и правильную форму, но при этом были бы в большинстве своем такими же пустопорожними, как стишки любителей. Только судить их было бы сложнее: могли бы маскироваться, обманывать. Здесь же все просто: посади любого мало-мальски грамотного человека, и он уж определит, кто получше, кто похуже.

Вот – для финала перераздали таблички с номерами, один комплект угодил в руки «постороннего» зрителя. И в дружном ряду пятерок появилась первая честная двойка.

На стороне взрослых тоже не все было гладко. Стихи Баркара как раз как в вышеприведенном примере были достаточно вычурны, но с мизерным смыслом. Игнат Меренков читал не лучшие экземпляры своего творчества, а под конец – еще и весьма конъюнктурный стишок про «Альму Матер». Дунин пускал пыль в глаза. Стихи Спектора, конечно, были на порядок выше всего прочего читаемого – хотя они скорее подходили под определение не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Где-то рядышком – меланхоличная Бэлла Ахмадулина... Проигрыш Спектора косноязычным студенческим стишкам был бы, конечно, показательным – для вуза. Какое счастье, что этого не произошло. Владимир Давыдович выиграл – с преимуществом в 1 балл.

Как форма культурной деятельности и неформального общения, поэтические соревнования между студентами и преподавателями – отличная идея. Только уж должно оно быть действительно неформальным и «слэмом» его лучше не называть. Лучше уж – поединком - классично и благородно. Слэм ведь и слово-то ругательное.

Виталий Дорофеев

 

 

Газета «Вечерний Луганск» №44 (460) от 11 ноября 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Виталий Дорофеев