22 декабря 2009

Предводитель Воинства Небесного 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных

 

 

В этот день православная Церковь чествует  Небесное Ангельское Воинство, предводителем  которого является Архистратиг Михаил. В  Откровении св. Иоанна Богослова он изображается защитником христиан и победителем дракона.

У всех народов во все времена были те или иные знания о мире ангельском.  Об этом свидетельствуют  памятники  архитектуры и культуры, устные  предания. На месте города Ура, в долине реки Евфрат, существовавшего за 2500 лет до рождества Христова, археологи нашли стелу с изображением крылатой фигуры, сходящей с небес, чтобы налить из кувшина воды в кубок царя.

Почитание  ангелов Церковью столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, получая от Бога заповеди, принял от Него повеление поставить во Святая святых золотые изображения  херувимов. (Исх. 37, 7 – 9). Вера в ангелов основана на событиях, засвидетельствованных Священным Писанием. Подтверждается она и учениями мудрецов. Известны знания  о мире ангельском  Сократа,  Платона и других мудрецов Греции и Рима. Ветхий и Новый Завет говорят нам об ангелах.  Упоминает о них Пятикнижие Моисея. 

С огненным мечом в руке, у врат земного рая был поставлен херувим, чтобы не впускать сюда людей, преступивших Заповедь Божью. Посещения ангелов были удостоены многие из патриархов. Так, однажды Авраам угощал этих Божественных посланников. Ангелы вывели Лота из Содома, перед гибелью города. Один из ангелов остановил его Авраама в тот миг, когда он собирался принести в жертву своего сына Исаака. Иаков видел ангелов восходящих и сходящих по ступеням таинственной лестницы, ведущей на небо (Быт).  Ангел сопровождал израильтян во время  40-летнего странствия в пустыни (Исх). Пророк Исайя видел небо отверстым и Господа, восседающего на престоле, и множество ангелов, воспевающих Ему песнь вечную (Ис).

Ангелы занимают первое место во всей иерархии тварно-

            го бытия. Они гораздо выше и совершеннее людей,  хотя

            для нас невидимы… Священное Писание, начиная от Бытия до самого Апокалипсиса, представляет нам ангелов существами, выполняющими повеления Всевышнего и помогающими людям.  Они даны нам как спутники  и руководители  нашей жизни.  Мы знаем, что Бог заповедал им «хранить нас во всех путях наших и оберегать от всякого зла» (Пс. 90, ст. 10, 11).  История человечества насчитывает множество примеров, когда ангелы помогали людям, наставляли, защищали их. 

Всевышний  щедро наделил этих обитателей неба громадной силой и могуществом.  Способности и сила ангелов очень велики,  значительно превышают человеческие: они имеют намного больше знаний о Боге, духовном мире, людях и других земных созданиях.

Из Священного Писания нам известно, что неисчислимые ангельские воинства  созданы еще до сотворения видимого мира и человека. С точки зрения человеческого восприятия, ангелы – невидимые,  бестелесные существа, но на самом деле имеют тело – более тонкое, чем известная нам материя. Они бессмертны и неизменны. Они не имеют пола, и не нуждаются в  пище и отдыхе. Передвигаются  с огромной скоростью, и ни стен, ни замков для них  нет.  Нам, связанным плотью,  очень трудно себе это представить. Не знают они и времени земного:  на небе нет ни вчера, ни завтра, там  -  только сегодня.  Нет там ни наших дней, ни ночей; ни смены времен года. Всегда  весна -  светлая, радостная, - вечный праздник.

 Много  вопросов  возникает  у нас, но разум человеческий довольно ограничен. Многое  мы просто не в силах понять. Для самого мудрого из нас и песчинка  -  тайна, а мир бесплотный  мы знаем еще меньше, несмотря на все наши науки.

Духовный мир в отличие от  видимого, материального не бывает нейтральным. Он имеет свою направленную волю и  несет с собой добро или зло. О том, что кроме ангелов, воля которых направлена к добру, есть  и злые духи - ясно свидетельствует Священное Писание, с этим  единодушно согласны предания всех языческих народов.

Светлых ангелов, как  верных служителей, Бог посылает их  в мир открывать людям  Свою волю. Потому и называем их «ангелами», т.е. вестниками или посланниками.  Количество Ангелов неисчислимо, все они разделены на чины. Каждый чин несет свое особенное служение и имеет свое название. Несмотря на то, что слово «ангелы» обозначает лишь один из ангельских чинов, оно присуще всем девяти чинам, которые делятся на иерархии, вмещающие в себя три чина.

Это известно из слов апостола Павла, который своими глазами видел эти чины и степени ангельские,  слышал их пение. «Знаю я,- говорит он о себе, - человека во Христе, который… в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба... в рай, и слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать» ( 2 Кор. 12, 2 -4 ).  Нельзя, - потому что не готовы мы это понять. Потому и не смог пересказать апостол Павел слов, слышанных им на небе. Но о жизни в раю, о степенях ангельских – рассказал своему ученику, бывшему язычнику,  Дионисию Ареопагиту (члену Ареопага -  верховного Афинского  суда). Дионисий записал все, услышанное  от  апостола, и составил книгу «О Небесной иерархии». В ней ведется речь о том, что все ангелы разделяются на три лика, а  каждый лик -  на три чина. Ближе всего к Богу - Престолы, Херувимы и Серафимы. Во второй, средней, иерархии: Власти, Господства, Силы. В третьей, более близкой к нам: Начала, Архангелы и Ангелы.

Наиболее известен людям чин архангелов (от греч. «ангелоначальник»). Архангелы, согласно учению православной Церкви: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил. Варахиил, Иеремиил. Наиболее  известны и почитаемы Михаил и Гавриил.  Архангелы учат людей строить жизнь по Воле Божьей. Они знают, что ждет человека на том или ином пути, поэтому от одного отклоняют, на другой -  направляют; учат избирать верный путь.

 Самое полное описание встречи с ангелом мы находим в Ветхом Завете (Дан. 10, 4-6, 8-9, 15-16,17).«В двадцать четвертый день  первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,  и поднял глаза мои, и увидел: вот, один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей… И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле, и онемел…и не стало во мне силы, и дыхание замерло во мне…

 « …он сказал мне: «не бойся, Даниил… слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена…»

  « …И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих пробудятся, одни  для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение». 

      Из слов ангела мы узнаем о том, что небесным князем избранного народа является архистратиг Михаил. За мужество и преданность Богу удостоился он этой чести. Нам известно немного о том, какой повод нашла треть ангелов, чтобы восстать против Творца. По одному из преданий, их возмутило то, что Бог создал человека. И, мало того, повелел им - могущественным созданиям -  служить тому, кто сотворен  из праха земного.

Есть и другое мнение, которое, впрочем, не противоречит первому. Будто, соблазном послужило то, что Всевышний, жертвуя  Своей властью, сотворил людей, как и ангелов  свободными, дал им полную волю в поступках. Будущим демонам  показалось,  что такой поворот  событий  может разрушить небесную гармонию. И тогда Люцифер решил, что управился бы с мирозданием гораздо лучше. (Как известно, именно благими помыслами вымощена дорога в ад).

Способность Бога поступаться всемогуществом сатана принял за Его слабость, но просчитался. Ведь, кроме свободы, в основы бытия заложены еще и такие качества, как любовь и благородство.  Первым на защиту Творца бросился  архистратиг Михаил. Этот  бесстрашный поступок   вдохновил  небесную рать. Против демонов, ненавидящих  Создателя, встал  непобедимый Собор небесных сил. Легионы падших ангелов были сокрушены и сметены в преисподнюю.

Празднование этой победы было установлено Лаодикийским Собором в 319 г. Но появились различные лжеучения. Несколько веков длилась борьба, и только на Седьмом Вселенском соборе (787 г.) было окончательно утверждено почитание Собора небесных сил бесплотных  8 ноября ( 21 по новому стилю).

Михаил (в переводе с евр. «Кто как Бог») - изображается

            в воинских доспехах, попирающим ногами Люцифера.

            В левой руке он держит зеленую пальмовую ветвь, а в правой – копье, наверху которого развевается белая хоругвь, с вытканным на ней красным крестом, или пламенный меч, опущенный вниз.

В канонических книгах Священного Писания архистратиг Михаил упоминается  неоднократно. Кроме пророка Даниила, о нем повествуют апостол Иуда в Соборном послании и св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе.

 Господь скрыл место погребения Моисея, быть может, для того, чтобы евреи не стали поклоняться его телу, как поклонялись языческим богам.  Диавол, ненавидящий людей, покушаясь их погубить, стремился открыть им это место. Тогда св. архистратиг Михаил, явившись, запретил ему именем Господа делать это. Об этом упоминает св. апостол Иуда:  «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле…  сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1,9). Откровение Иоанна Богослова говорит нам  о Соборе сил бесплотных и его воеводе. Глава 12., ст.7 –8: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий… обольщающий всю вселенную…»

О  явлении чиноначальника  ангелов повествуется и в книге

              Иисуса Навина. «Иисус, находясь близ  Иерихона, взгля-

              нул, и видит, и вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч… Он сказал: …я вождь воинства Господня… сними обувь твою с ног твоих, ибо место на котором ты стоишь, свято». Это явление архангела Михаила обнадежило Иисуса Навина. С крепкой верой ожидал он высшую помощь. И действительно, Иерихон,- самый сильный город в ханаанской земле - был успешно взят.

О чудесах  вождя небесных сил свидетельствует и Священное Предание. Как известно из сказаний,  во Фригию пришли святые  апостолы Филипп и Варфоломей проповедовать Святое Евангелие. Прибыл сюда и св.Иоанн Богослов. Глядя на холм, озаренный  солнцем, они предсказали, что здесь воссияет благодать Божия и архистратиг Михаил  посетит это место.  И будут свершаться  чудеса. Пророчество  это сбылось вскоре. На месте, где беседовали апостолы, забил источник… Вода была чистой, как кристалл, вкусной  как манна, но главное -  она была целебной. Люди спешили  к этой воде и излечивались от любых болезней.

 Удивительно исцеление девушки-гречанки, немой от рождения. Отец ее увидел во сне видение: пред ним стоял ангел Божий. Лучи, как от солнца исходили от него. «Хочешь, чтобы выздоровела дочь твоя? – спросил его ангел. - Веди ее к моему источнику и напои водой».  Поверив услышанному, грек повел дочь  к чудесной воде. После моления  Пресвятой Троице и архистратигу Михаилу девушка заговорила. Благодарный отец построил  на этом месте прекрасную  церковь  во имя архистратига.

Спустя 90 лет язычники собрались  засыпать источник. Но когда подошли к воде, от нее поднялся огонь и устремился на них.  Тогда люди решили затопить церковь, вырыли каналы и запрудили реки,  но архистратиг Михаил явился в образе человека. Он поднял правую руку и осенил бешеный поток воды крестным знамением, приказав ему остановиться. И вода мгновенно остановилась. Реки стали стеной. Архистратиг ударил жезлом, который держал в руке  по огромному камню. Образовалась громадная расщелина, течение воды устремилось внутрь камня. Это место получило название Хони (от греч. «долбить»).

Известен случай спасения Архангелом Михаилом на одном из островов Греции. Брошенный в море с камнем на шее, ребенок  чудесным образом оказался в монастыре на св. горе Афон. Спасенный мальчик рассказал, что видел двух ангелов, один из которых сказал другому : «Архистратиг Михаил! Давай перенесем его в Дохиар!» ( название монастыря). После этого он потерял сознание, и не знал, как очутился в монастыре.

Не забывает чиноначальник ангелов и нашу святую Русь. С древних времен прославился  он у нас своими чудесами. Пресвятая Богородица часто являлась с воинством небесным  под предводительством  архистратига Михаила.

Широко известно явление небесного воеводы в Троице – Сергиевой Лавре. Случилось это в 1608 году, когда нашествие поляков терзало Русь.  Внутренние мятежи ослабляли ее, не давая возможности отразить врагов.  После смерти Лжедимитрия  объявился второй самозванец, засевший в селе Тушино. Лавра преподобного Сергия представлялась ему лакомым куском  - он мечтал о ее захвате, т.к. она поддерживала верность народа царю Василию Шуйскому, с которым боролся Лжедимитрий. Прельщала она самозванца и своими огромными богатствами.  На взятие святыни Тушинский вор отправил 30 тыс. поляков. Всего несколько сотен стрельцов,  присланных царем, защищали Лавру от такого многочисленного неприятеля.  Несколько месяцев враги осаждали обитель. Во время вечерней службы в день Собора  архистратиг сам явился  настоятелю  Лавры.  С сияющим лицом, держа в руках скипетр,  он сказал, обращаясь к врагам: «Вскоре  Бог воздаст вам отмщение». О видении было объявлено людям. Были вознесены благодарственные молитвы. Защитники приободрились. А поляки, действительно, вынуждены были с позором отступить, безуспешно  продержав осаду около 16 месяцев.

Ольга Дмитриева,

по материалам православных изданий.

Газета «Вечерний Луганск» №456 (462) от 25 ноября 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Ольга Дмитриева