11 января 2010

Синдром Догвилля Расстрельная философия

 

Наш читатель Юрий практически сразу после выхода моей рецензии продемонстрировал горячее желание вступить в полемику. Сперва он написал письмо – но после лично сказал, что в момент написания его торопился и изложил свои мысли не полностью, поэтому письмо мы не публиковали. На прошлой неделе мы получили этот текст, действительно, намного более полный. Правда, его все равно пришлось сократить вдвое: там было очень много «лирических отступлений». Но все главное осталось в неприкосновенности.

Итак, «фильмы Триера большинству непонятны». Это весьма приблизительное замечание. Вернее было бы сказать, что это – т.наз. интеллектуальное кино, такое, которое в особый напряг зрителя не ввергает, но оставляет приятный привкус «умного»… смотрилова (по аналогии с «чтивом»). Не надо делать из Триера «сокровище для избранных». Он – режиссер любимый и критиками, и зрителями, Бьорк дважды прославилась после съемок в «Танцующей в темноте», а это о чем-то говорит, если поп-певица стала «поп» после роли в фильме…

«Жителям Догвилля следовало бы поучиться у собаки». Чему же? Лаять, когда у них отнимают кость? Нет, – «здоровым животным инстинктам», в частности – не делиться своей самкой… Ну вы, пан Юрий, загнули! Предлагать учиться у животных инстинктам и видеть в этом путь к лучшему мироустройству – это, конечно, тоже утопия, но уж сильно корявенькая, для первоклассника, может сойдет, но больше вряд ли… Если традиция и учит нас уподобляться птичкам небесным, так это в том, чтоб не обременять себя излишними заботами о комфорте и чреве, а не в том, чтобы думать мозжечком! Когда говорится, какими быть, то все же – «будьте как дети», а не как… гм… собаки.

Том опустился «ниже животного» не из-за неведомого «плоскостного мышления», на которое вы так многозначительно намекаете, а по конкретным причинам: Грейс он использует только для самоутверждения, он выбрал себе роль морального авторитета для широких масс, труслив, лжив, характер отсутствует, не женат. Все это показано в фильме без обиняков, и не надо домыслов!

«Но вернемся к имени пса». Вернемся. Пса звали Моисей. Вы что, клоните к тому, что суть скрижалей ветхого завета – в том, чтобы учиться здоровым животным инстинктам у собак? «Вывод простой: Моисей не смог «вывести их из пустыни»». Путь к спасению Догвилля лежал через собачку. Прекрасно.

 Весь абзац, в котором крупными литерами набрано слово «сострадание», неверен в принципе. В Догвилле нельзя проверить, действительно ли «самое опасное», когда человек «на внешнем уровне» поднимается «очень высоко», даже не потому, что «внешний уровень» - это неизвестно что, а потому, что никто там никуда особо не поднимается. До прихода Грейс городок жил однозначно мирно, даже если «счастье» его жителей покажется кому-то сомнительным, и жил бы еще триста лет, «прогнили» у него там корни, по вашему утверждению, или «не прогнили». Вряд ли что-то гнило, потому что гниение – это процесс, а в показываемой нам американской провинции и деды жили так же, как и внуки: стабильность. Никаких катастрофических перемен не происходило – пока не пришли новые обстоятельства в виде непрошенной Грейс.

Грейс сбегает из дома отца-мафиози, желая иного, справедливого общества. В такое она и попадает: в Догвилле нет сильных и слабых, никто никого не эксплуатирует. И именно Грейс нарушает это равновесие: теперь эксплуатируют, и становятся день ото дня хуже.

По Юрию, у догвилльцев давно внутри «зловонная пустота», и «вопрос их расстрела – это не более, чем приближение неизбежного».

Догвилль у Триера – типичный городишко, не исключение из правил, а правило; в любом другом было бы то же самое (об этом прямо говорится в тексте фильма, если есть сомнения). Т.е. внутри у всех жителей маленьких городов внутри «зловонная пустота», и их надо поскорее расстрелять, уверен Юрий.

Но не только Догвилль. «Разница между теми людьми, которых она знала дома, и теми, с кем познакомилась в Догвиле, оказалась чуть менее разительной, чем она ожидала» - это из фильма, «слова автора». Т.е. и в большом городе – все то же. Подождите, дайте угадаю – и этих расстрелять? Ох, Юрий!

«Проблема Грейс и Тома в том, что они верили и поклонялись будущему, идеалам» - у нашего читателя есть свои собственные мысли, о которых ему хочется говорить, и для этого любой Триер сгодится. Ничего, что у Тома не было такой «проблемы», чтоб будущему поклоняться. Он-то думал все больше, как бы написать гениальную книжку, научить всех добру и тем прославиться, что тщеславием называется. В общем, не надо лепить сюда аналогии с советским идеализмом (которые мы решительно вырезали из вашего текста), неуместно.

Итак, в эпиграфе Юрий обещает, что сейчас даст «правильный ответ!», даже сплошь прописными буквами, а в последнем абзаце скромно замечает, что у всей пишущей братии и духовенства современности не хватает ума заняться тем, чем «и занимается автор этой статьи». С чего там, говорите, началось падение Догвилля, и от чего разлагается душа?.. Ой, ой, что ж вы так самокритично…

«Догвилль» - не про гордыню или то, что «самкой нельзя делиться», не про неведомое «плоскостное мышление» и не про то, что псина всех спасет. Как четко отметил Артем Саакян, фильм обыгрывает старую социально-философскую тему: что представляют собой «нормальные» люди и как к ним относиться? Можно учиться равенству и братству у «простых и чистых» людей. А можно заявить, что «все люди – свиньи, только одни в этом признаются, а другие притворяются». На первой позиции стоит Грейс, на второй – ее отец. Пройдя догвилльскую школу, Грейс переходит от первого ко второму. Все.

Я не скажу, что фильм совсем безмысленный; в нем есть вполне понятные, но мизантропические мысли. А так как мизантропия лжива изначально, то не сильно ведут к истине и постулаты фон Триера, о чем я в той августовской рецензии и заявил, и был бы благодарен, если бы вы меня поправили или что-нибудь добавили по существу.

 

Виталий Дорофеев

 

 

Газета «Вечерний Луганск» №47 (463) от 2 декабря 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Виталий Дорофеев