11 января 2010

Полемика: В №19 «Вечернего Луганска» от 12 августа с.г. была опубликована рецензия В.Дорофеева на фильм Ларса фон Триера «Догвилль». Один из наших читателей вступил с автором в спор об этом фильме.

 

Полемика: В №19 «Вечернего Луганска» от 12 августа с.г. была опубликована рецензия В.Дорофеева на фильм Ларса фон Триера «Догвилль». Один из наших читателей вступил с автором в спор об этом фильме.

Приведем самый краткий сюжет фильма, чтоб суть спора была понятна всем:

Молодая девушка Грейс, скрывающаяся от мафии, находит прибежище в маленьком американском городке Догвилле. Согласная на любую работу Грейс постепенно преодолевает недоверие населения городка. Но идиллия длится лишь несколько месяцев: поняв, что Грейс полностью от них зависит, жители обращаются с ней всё хуже, и в конце концов заковывают её в цепи и делают рабыней.

Когда, якобы, любивший ее житель городка выдаёт Грейс мафии, оказывается, что она  - дочь босса и сбежала, чтобы не иметь отношения к преступному миру. Однако жизнь в Догвилле изменила ее убеждения, и она приказывает убить всех жителей.

 

«Что? Где? Когда?», Владимир Ворошилов:

- Ответ принят. А теперь внимание – ПРАВИЛЬНЫЙ ответ!

 

Фильмы режиссера Ларса фон Триера противоречивы, вызывающи и, в целом, малопонятны  среднестатистическому обывателю, т.е. – БОЛЬШИНСТВУ кинозрителей. Фильм «Догвилль» фон Триера этим большинством просто не принят. Но когда это непонимание усугубляют представители журналистской братии, которые по роду своей деятельности должны стоять в авангарде разъяснительной работы, тут уж я не могу не ответить, тем более, что фильм «Догвилль» в определенной мере пророческий. Если кто-то этого не почувствовал, то это всего лишь следствие плоскостного мышления, о котором речь пойдет чуть позже. Да, фильм – тяжелый для восприятия, условный, но потрясающий по своей сути и значимости.

Отступлю от традиции и начну с самого мелкого, но знакового персонажа – Моисея. Почему Ларс фон Триер так назвал пса?

Дело в том, что жителям Догвилля следовало бы поучиться у Моисея – хотя и животного, но живущего здоровыми инстинктами, не отягощенного извращенным сознанием и душой; у собаки, у которой отняли кость и которая лает из-за этого. У животных самец, ухаживающий за самкой, никогда добровольно не уступит ее конкурентам. А персонаж фильма, Том, который говорит, что любит главную героиню – Грейс, спокойно допускает, чтобы ее насиловали все жители городка. Мало того, и он сам хотел присоединиться к насильникам. Человек отличается от животного сознанием, мировоззрением и душой, и в этом плане несравненно выше животного. Но из-за плоскостного мышления, приводящего к перекосам в развитии души, может опуститься ниже животного. Что с Томом и произошло. В своей низости и подлости он еще хуже остальных жителей «собачьего города» - это, пожалуй, единственный правильный и полезный вывод, который я прочитал у одного из «стоящих в авангарде разъяснительной работы». Но вернемся к имени пса. Вывод простой: Моисей не смог «вывести их из пустыни», поэтому ВСЕ ТАМ И ОСТАЛИСЬ.

С чего начинается падение жителей Догвилля? С ощущения превосходства над Грейс. Как только у человека возникает чувство устойчивого превосходства по отношению к другим людям (в принципе – это гордыня, дьяволизм), начинает разлагаться душа.

Вот так и в Догвилле – люди не крадут, не завидуют, не убивают, честно работают – вроде бы все хорошо, а любви нет… То есть у них нет самого главного компонента любви – СОСТРАДАНИЯ, желания помочь другому и спасти его. Самое опасное – это когда человек на внешнем уровне поднимается очень высоко, а на внутреннем – уходит в пропасть. Это как дерево с огромной кроной, у которого сгнили корни. Такое дерево надо немедленно пилить, и тогда может быть хотя бы один корешок уцелеет и даст новый, здоровый побег. То есть – эти люди, которые все, что у них есть, очень внимательно и заботливо поддерживают, эти люди всю энергию отдают на внешние проявления за счет внутреннего качества. Они исчерпали свою внутреннюю энергию на показуху, внутри у них – зловонная пустота, и Грейс это поняла. Так что вопрос их расстрела – это не более, чем констатация факта, всего лишь приближение неизбежного.

Мы так устроены, что правильное мировоззрение, которое способствует раскрытию любви в душе, должно поддерживаться и закрепляться, и – наоборот. Поэтому система Догвилля работает безупречно и синдром Догвилля наблюдается во всем современном обществе. Проблема Грейс и Тома в том, что они верили и поклонялись будущему («светлому»), идеалам. И это привело их к тому, что они опирались не на любовь, а на призрачные и неведомые «идеалы». И они, идеалы, не могли не рухнуть, столкнувшись с реальностью показушно-идеального социума. Том для Грейс был последним идеалом. Она хотела его оставить жить, потому что верила ему, что она отчасти из-за него терпела все издевательства от жителей Догвилля.

Если вдуматься, то фильмы фон Триера – это фильмы о нынешней западной цивилизации и о том, какое место в этом обществе занимает христианство («Рассекая волны») на сегодняшний день. Фактически, христианство две тысячи лет было запечатанной консервной банкой. Представители современной пишущей братии, а также и духовенство в лучшем случае управляются с этикеткой на этой банке, не добираясь до ее содержимого. Так что пора бы нам для начала заняться инструментом по открыванию данных «консервов», чем, собственно, и занимается автор этой статьи. А инструмент – это душа.

Юрий Ивклимский

 

Газета «Вечерний Луганск» №47 (463) от 2 декабря 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Юрий Ивклимский