26 января 2010

Самое (не)доступное из искусств

 

Как там поется: «Луч во тьме… ты светишь мне…» Когда мистер Фест приехал в наш городок и привез синематограф, это была середина 1990-ых. Старые кинотеатры уже поломались, новых не построили. Поэтому отчет можно вести с «Маяка», который открылся, соответственно, в ДК Маяковского. Нравы жителей города сразу заметно изменились к лучшему, вместо рома стали пить молоко, заедать поп-корном.

То были очень успешные времена. По воспоминаниям очевидцев, кинотеатр, если рассматривать его как вид бизнеса, окупался с лихвой. «Маяк» один брат подарил другому, просто как букет роз по случаю воскресного дня – «вот будет тебе бизнес» – и хотя скептики были всегда и не переводились, на этот раз они были явно не правы. Не правы были бы и до сих пор – несмотря на все произошедшие технические усовершенствования вроде «плазм» и домашних кинотеатров. Все они не способны заменить дух синематографа, и угроза киноделу в Украине подобралась совсем с другой стороны.

«Иллюзион», «Инициал», «Мрия» – хорошо вспомнить места, когда-то бывшие любимыми. Они закрылись в силу тех или иных причин, но на смену им приходили другие. Сейчас же кинопрокат переживает действительно глубокий кризис, из которого непросто выбраться.

Один из самых наших долгостроев, расположенный в центре города, кинотеатр «Украина», остался недостроем. Сдавали его в спешке, надеясь, что мелкие недочеты будут незаметны. «Украина» во всем старается быть «первым экраном» - так называется кинотеатр, первым покупающий у компании-дистрибьютора право на показ. Показ на первом экране стоит, понятно, дороже всего. Но даже «отбив» вложенные деньги, «чистую прибыль» кинотеатр не получает: с каждого проданного билета половину нужно отдать дистрибьютору, а из оставшейся половины оплатить свет, отопление и прочие текущие расходы – остается немного. Можно пробовать утаить реальное количество проданных билетов – но в последнее время слишком жесткие штрафные санкции заставляют не рисковать.

И все равно «Украине» еще повезло. Многие начатые масштабные реконструкции «кінопалаців» в других городах остались незаконченными.

Кроме денежного, вмешался еще языковой вопрос. После введения супер-патриотического положения об обязательном дублировании фильмов на украинский язык последствия не замедлили сказаться, и сказываются до сих пор. Как рассказывают менеджеры кинотеатров, до сих пор приходят люди, для которых уже полтора года длящаяся тотальная украинизация в новинку. «А чего это он у вас на украинском?» - говорят они недоуменно и покидают зал, не досмотрев фильма. «А потому, - заочно отвечает Максим Марков, директор кинотеатра «Космос», - что надо было в свое время брать в руки плакаты и защищать свои права!».

Второй раз такие разочарованные зрители вряд ли придут. Купят на рынке супер-новинку-ДВД, где на один диск втиснуто пять пиратских фильмов, в которых изображение зеленое, наперекосяк и поперек него зрительские силуэты ходят. И от этого, понятно, не выиграет никто – ни зритель, ни кинотеатр, ни українська мова, ни отечественная киноиндустрия – может быть, только пират да самодовольный политикан в Верховной Раде.

Уже этих двух причин хватает, чтобы залы опустели. Еще одно, не всегда заметное рядовому зрителю последствие – многие фильмы, в том числе высокого качества, в Украину вообще не завозят.

А ведь кроме этого есть еще и падающее благосостояние украинцев – сейчас на зарплату они могут купить вдвое меньше, чем полтора года назад. Пойдут ли в кино? Кинотеатр «Космос» в этой ситуации ведет себя предельно демократично: сотрудники идут в профессионально-технические учебные заведения, в колледжи, раздают фраера, по которым в кино можно сходить всего за пять гривен. «Пойдем!» - радуется одна девчонка-учащаяся. «Да ты че! – одергивает ее подружка, - на троих это ж уже пятнашка, лучше мы вечером погуляем!» - «Как же вы на 15 гривен собираетесь гулять?» - «Да купим пак вина, или бутылку водки, картошки нажарим…» Отличный культурный отдых для молодежи обеспечила Украина. И не надо делать вид, что это – не государственное дело.

А ведь посещение кинотеатра для многих, без преувеличения – настоящий праздник. В «Космос» на детские фильмы организованно, автобусом привозили учеников из городов области. За всю свою жизнь они не были в кино ни разу. И хотя кинотеатру от них одна головная боль – еще до начала сеанса они успели намусорить на час уборки – но зато после сеанса выходили с совершенно пораженным видом и счастливыми глазами.

Одно из самых ожидаемых событий декабря – выход новой работы Джеймса Кэмерона «Аватар». Уже отснятый и сведенный материал режиссер больше года не выпускал на экраны, ожидая, когда достаточно распространится в кинотеатрах технология 3D – фильм изначально задумывался как объемный. В Луганске настоящего стереокино никогда не было; фокус с цветными очками – лишь его имитация. К выходу «Аватара» кинотеатр «Мир» планировал поставить необходимое оборудование, которое, к слову, стоит бешеных денег. Чуть-чуть не успеют, но 3D они все-таки поставят – может быть, к концу зимы.

Но подобные усовершенствования возможны лишь при наличии дополнительных источников финансирования. Окупаться они будут очень долго. Даже инвесторы, услышав, как медленно окупаются вложенные в кинопрокат деньги, предпочитают более быстрые и сердитые вложения.

А в «Космосе», чтобы сделать кинотеатр еще более уютным, планируют открыть второй зал, да еще установить экран и проектор в баре, например, для просмотра спортивных передач.

Техника – это, конечно, не все. Еще большую роль играет культура зрителя. Например, показы фестивальных фильмов, которые в иных городах собирают свою определенную, и весьма благодарную, аудиторию, Луганск, можно сказать, отверг. «Космос» был единственным кинотеатром, который достаточно часто показывал фестивальное кино – и мы всегда с большим удовольствием шли его смотреть; поэтому можем быть очевидцами того, что массового посещения не наблюдалось. Аудитория  должна дорасти до определенного уровня, но чтобы иметь такую возможность, нужно поддерживать тех, кто ее дает.

Честно говоря, новинки кино зачастую только расстраивают. Иногда неделя за неделей можно просматривать расписание сеансов – совершенно нечего смотреть. Никакой силы воли не хватит на то, чтобы так бездарно тратить время, как на просмотрах кимедийно-экшеновой мути. Последний раз заставил себя сходить на «Геймера» - поразился: пытаясь хоть как-то расшевелить зрителя, голливудские ломастеры уже каждый кадр превратили в мелькание и шквал спецэффектов – не выдержал: скукотища. Потому что за спецэффектами – пустота.

А ведь нормальной практикой в кино являются ретроспективные показы, классика на широких экранах, и в зале – толпа благодарных зрителей. Но у нас сегодня и подобная инициатива вряд ли найдет понимание.

В кинопрокате есть люди сугубо практичные, ищущие только выгоды, но есть и искренне влюбленные в свое дело. Очень многое хотелось бы сделать, улучшить, лишь бы подвернулась хоть какая-то возможность, но в обозримом будущем таких будет немного. Самое массовое и доступное из искусств может снова, как и 15 лет назад, стать недоступным.

Виталий Дорофеев

 

Газета «Вечерний Луганск» №48 (464) от 9 декабря 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Виталий Дорофеев