26 января 2010

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

 

Не так давно почётным знаком «За сприяння розвитку залізничному транспорту» был награждён главный конструктор холдинговой компании «Лугансктепловоз», академик Транспортной академии Украины, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, Почётный железнодорожник Константин Павлович Мищенко. О нём наш рассказ.

 

ПРОДОЛЖАЯ ДИНАСТИЮ

… На всю жизнь запомнил 3-летний Костя Мищенко вагон-теплушку, прицепленный к паровозу. В  теплушке жила семья Мищенко, как и другие семьи машинистов, работавших в режиме вождения поездов тыл-фронт. Детство Кости проходило в среде железнодорожников: учился в железнодорожной школе, в «казаков-разбойников» играл на территории депо, на крышах цехов. Впоследствии ребята «на полном серьёзе» делали разбор действий паровозных бригад в экстремальных условиях и гордились отцами, которые с честью выходили из сложных ситуаций, не позволяя срывать график движения. Сам же Константин о карьере железнодорожника не мечтал. Знаменка – станция на Одесской железной дороге: сюда долетали соленые морские ветры, и заветной мечтой было – стать моряком, бороздить просторы морей и океанов.

Жизнь, впрочем, распорядилась по-своему. И вот он - уже студент знаменитого харьковского политехнического института. В том, что он выбрал машиностроительный вуз, есть элемент случайности. Но вот выбор специальности – локомотивостроение – это влияние Знаменки и, конечно, авторитет отца, одного из известнейших машинистов-инструкторов паровоза, тепловоза, а затем и электровоза пассажирской службы Одесской дороги. Годы интересной учёбы пролетели быстро. Молодой инженер получил направление на работу в Луганск. Это были знаменитые шестидесятые – семидесятые годы, когда набирало обороты тепловозостроение. Интенсивно шло пополнение инженерных служб завода, который принимал выпускников лучших вузов страны – МВТУ имени Баумана, харьковского и киевского политехнических, московского и харьковского институтов инженеров железнодорожного транспорта.

 И СЕРИЯ,                             И ПЕРСПЕКТИВА

Константину Мищенко повезло: он попал на тот самый завод, где в свое время проходил преддипломную практику. Кстати, темой его дипломного проекта был газотурбовоз, а спецзаданием – СПГГ (свободно-поршневой генератор газа), производство которого осваивал завод. Увы, газотурбовоз был выпущен в единственном экземпляре, но в памяти эта необычная машина осталась, как образец творчества и возможностей бурно развивающегося предприятия.

Первое авторское свидетельство на изобретение, полученное Константином Павловичем, было выдано по электровозной тематике: боковая опора кузова вторичного рессорного подвешивания электровоза. Позднее его привлекают к отработке мономоторной тележки электровоза ВЛ-40 и к техническому руководству ее постройкой. Тогдашний главный конструктор по локомотивостроению А.Н.Коняев, чью школу посчастливилось пройти Мищенко, внимательно следил за его творческим ростом, отмечая успехи продвижением по служебной лестнице. Через два с половиной года после начала работы К.Мищенко был назначен руководителем группы, а затем - начальником бюро эксплуатации экспортных тепловозов.

Детально изучив локомотивы отечественного и зарубежного производства, получив опыт эксплуатации тепловозов в депо Советского Союза и за его пределами, Константин Мищенко был назначен ведущим конструктором по экспортному тепловозу ТЭ127 – заместителем, а впоследствии начальником отдела перспективного проектирования. Именно в это время в полной мере проявились его способности осуществлять комплексное руководство созданием принципиально новой машины, которая по своим техническим параметрам, как говорят специалисты, еще не превзойдена.  48 авторских свидетельств на изобретения, полученные конструкторами ЦКБ в процессе разработки, Золотая медаль ВДНХ за технический уровень – тому подтверждение. Вклад Константина Павловича в создание уникального тепловоза ТЭ127 был отмечен орденом «Знак Почета». И вдруг предложение – возглавить подразделение серийного производства. Без особого желания и, как признается сам Константин Павлович, «под нажимом» принял он должность заместителя главного конструктора по серийному производству. «Технически», разумеется, он был готов к этому, а «физически» ему было интереснее «ломать голову» над новыми компоновками, участвовать в «мозговых штурмах» при зарождении дерзких идей, которые воплощались в жизнь при проектировании тепловозов.

Но началась обычная производственная жизнь, когда нужно постоянно быть готовым явиться на завод и принять решение в любой день недели в любое время суток. Тем не менее, и в ней находилось время и для творческой работы. Серийные машины требовали совершенствования. Заводские конструкторы под руководством К.П.Мищенко разрабатывают проекты модернизации тепловозов. Появляются модификации серийных машин М62У, ТЭ10С и ТЭ10У.

 ЛОКОМОТИВЫ ДЛЯ НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЫ

Наступил 1991 год. Появились симптомы перерастания перестройки во всеобщий развал. В связи с кризисом производства нагрузка на железные дороги резко уменьшилась. Производство падало. В это время на должность главного конструктора назначается Константин Мищенко. Прежде всего, он с коллегами оценил ситуацию. Было очевидно, что былой монополизм в тепловозостроении канул в прошлое и не вернется. Нужно было загружать огромные производственные мощности созданием и освоением родственной, по возможности рельсовой, продукции. В середине 1992 года при активном участии К.Мищенко была разработана Программа развития рельсового транспорта, при подготовке которой было перебрано около 50 наименований наукоемкой продукции. Было решено в первую очередь взяться за близкий заводу и более привычный подвижной состав – трамвайные вагоны, дизель- и электропоезда, рудничный мотовоз, а также некоторые другие изделия. Жизнь показала обоснованность этого выбора.

Вскоре первые образцы трамваев, пригородных поездов обрели Луганскую, московскую, западноукраинскую, днепропетровскую прописку. В Ираке хорошо зарекомендовали себя тепловозы ТЭ-114И. По заказу «Укрзализныци» стали на рельсы первые образцы скоростного пассажирского тепловоза ТЭП-150, электровозов 2ЕЛ-5 и 2ЕЛ-4, маневрового локомотива ТЭМ-103, дизель-поезда ДЭЛ-02, в Россию отправились тепловозы 2ТЭ-116У. Процесс их создания сопровождался колоссальными трудностями именно в конструкторской работе. Но все проблемы преодолены с честью. Как закономерный результат – присуждение Государственной премии Украины авторскому коллективу завода, в составе которого, естественно, главный генератор и реализатор идей - К.П.Мищенко.

 ЧТО ВПЕРЕДИ?

Что дальше? Новые заказы поступают с явно слышимым скрипом – у потенциальных заказчиков нет денег, у Компании – острая нехватка оборотных средств на обновление порядком обветшавшего станочного парка, на закупку комплектующих, своевременную выдачу зарплаты.

- Я не предсказатель и не любитель гадать на кофейной гуще, - как-то сказал своим коллегам главный конструктор. – Я верю в людей, в заводчан, от которых во многом зависит будущее. Государству, внешнему рынку наша продукция, без сомнения, нужна. Кроме того, необходимы пассажирские вагоны дальнего следования, вагоны метрополитена, гусеничные машины. Самой судьбой нам предначертано создавать и осваивать наукоемкую технику. Необходимо техническое и технологическое перевооружение. У нас есть здоровые силы, есть инженерный потенциал. Перелом нынешней сложной ситуации непременно состоится, я убежден в этом.

Вероятно, в любой западной фирме главный конструктор такого уровня, как Мищенко, был бы в числе самых обеспеченных граждан своего региона. Да и большинство его коллег тоже не бедствовали бы. Ведь они – профессионалы высокой квалификации, что ценится очень дорого. Везде. У нас, вероятно, тоже. В будущем. А пока зарплата у них, как они сами говорят, хорошая, но маленькая. И удерживает большинство из них на заводе – любимая работа и замечательный коллектив во главе с главным конструктором Константином Мищенко.

  Владимир Спектор

 

 

Газета «Вечерний Луганск» №49 (465) от 16 декабря 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Владимир Спектор