01 февраля 2010

Киносмотрящий: ВОЖДЬ СИНЕКОЖИХ

 

Долгожданный «Аватар» Джеймса Кэмерона наконец-то вышел на экраны

 

Новый фильм Кэмерона парадокасально сочетает в себе две вещи: революционность (это касается прежде всего анимации, благодаря которой был сотворен удивительный мир планеты Пандора) и банальный до убогости сюжет. По сути дела Кэмерон снял добрый старый вестерн в духе «Танцев с волками», которому вот-вот стукнет двадцать лет.

Краснокожих заменили синекожими пандорийцами, лошадей  - шестиногими инопланетными иноходцами, внешне вполне напоминающих земной прототип. Что интересно, пандорийских трехметровых аборигенов создатели фильма наделили вполне ясно просматривающимися человеческими вторичными половыми признаками. Очевидно, если бы они отсутствовали, у главного героя не было бы мотива становиться перебежчиком из стана людей в стан полудиких, но по-человечески симпатичных инопланетян. Как вторичные половые признаки использовались – осталось за кадром. У Кэмерона не хватило духа превратить фантастический триллер в фантастическое порно, что тоже, кстати, попахивает революцией в кинематографе.

Что хорошего? Замечательна сама идея с аватаром - телом, которое шастает по планете, изучает местную флору, фауну, вторичные половые признаки аборигенов, в то время как хозяин-управляющий мирно дремлет на базе в железном ящике с удобствами. Интересна попытка воссоздания фантастического мира с оригинальной живой и неживой природой, грандиозной и безумно красивой.  Картина компьютерным маслом, словом. В то же время, несмотря на то, что над виртуальной планетой работало большое количество людей, удивляет бедность изображенного в картине животного мира. Центр современного города, не приспособленный для жизни разнообразной фауны, отличается большим видовым разнообразием животных, чем огромная Пандора, заросшая триллионами огромных деревьев. С одной стороны, можно восхититься фантазией аниматоров, сделавших, пожалуй, все возможное, чтобы стереть грань между кино и анимацией, с другой  - обкуренный гопник может сотворить в своем воображении чудеса похлеще кэмероновских. Но режиссер не ведает о существовании травоядных гопников, поэтому пришлось обойтись банальной интеллигенцией, которая смогла выдавить из себя режущую глаза своей красотой инопланетную картинку, но не более того. Задача тут предельно ясна: зритель, извините, должен уписаться в кресле от эстетического удовольствия. Судя по кассовым сборам, он так и поступает.

Немного о тупостях сюжета. Товарищи ученые погружаются в дикий пандорийский лес, чтобы наскрести местных древесных экскрементов для анализов. Страшно дикой и некультурной фауне это, разумеется, не нравится, и она начинает куролесить. Флора на это дело смотрит совершенно безучастно. У нее в фильме другие задачи – радовать глаз. Так вот – для обороны от разбушевавшейся фауны товарищи земные ученые берут с собой банальную штурмовую винтовку, чьи пули действуют на эту самую фауну, как горсть песка, брошенная в слона. Вопрос: какого черта вы шастаете по агрессивной среде с хлопушкой для мух? Если верить господину Задорнову, все американцы – тупые, но, блин, не настолько же, чтобы рисковать жизнью ради кучки экскрементов. По сюжету гравитация на Пандоре гораздо меньше земной, но ни в движениях людей, ни в чем-либо другом этого не видно. Конечно, это мелочи, но если вы взялись за точное воссоздание иного мира – идите до конца, не упуская, казалось бы, незначительные мелочи. Вы ж не зарплату сантехника Васи за это получаете. Так нет же…

А вообще сюжет туп и затерт. Хороший парень, плохой парень, в финале они сходятся в грандиозном поединке, мутузят друг друга не по-детски, главный герой едва не испускает дух перед вполне предсказуемым счастливым концом, и тут, как по заказу, из-за угла выскакивает добро, одетое в синюю кожу и упоминавшиеся половые признаки и убивает земного злодея двумя стрелами (одной мало, так как всем известно, что злодеи феноменально живучи: их сжигают, они восстают из пепла и т. д.). Вычтите из «Аватара» фантастический антураж, тарабарский язык инопланетян, который Кэмерон, не досыпая ночей и не доедая гамбургеров, сочинял несколько лет и вы получите банальный вестерн со слабой и позорно безвкусной драматургией. Схожая по смыслу «Миссия» о миссионерах и амазонских индейцах  - фильм гораздо более сильный. И красоты, а их там хватает, земные, а не нарисованные и сюжет не фантастичен, а реален, так как основан на реальных событиях и актеры, вы меня извините, подобраны не на голливудской свалке.

Что стоит сказать еще? Как мне кажется, «Аватару» сильно повредило то, что его прокат был отложен почти на год. За это время вышел «Район №9», фильм в чем-то пересекающийся с «Аватаром», где также широко применялась компьютерная графика, но чья драматургия и игра актеров на порядок лучше, чем  получилось у Кэмерона. А вообще, подводя итоги года, Новый год, как никак на носу, хочется сказать, что лучшим фильмом 2009 года в жанре фантастики стал именно «Район № 9». «Аватар» с его красотами в пролете однозначно.

 

Александр НЕФЕДОВ

 

Газета «Вечерний Луганск» №50 (466) от 23 декабря 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25, 8 099 956 13 84, 8 097 96 20 575.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

Александр НЕФЕДОВ