05 марта 2010

Гюльчатай, открой личико

Из всех критериев принятия решений самым излюбленным властью является анонимность. Под вашими окнами собираются строить кафе или супермаркет? Вы будете последними, кто об этом узнает. Конечно, вы можете возмутиться, но вам скажут: «Что вы? Успокойтесь ради Бога. О том, что у вас отчуждают часть придомовой территории, написано в таком-то официальном издании». Вы берете в руки «такое-то», а там шрифтом настолько мелким, что нормально читать его могут лишь тараканы, написано, что обл - , гор - , райсовет принял решение за номером Н. и ничего по сути. Часто-густо местные власти предпочитают действовать как Гитлер и его генералы, то есть используют фактор неожиданности. Вы упреждаете вражескую армию в развертывании, и она просто не успевает мобилизовать свои силы, как будет разбита. Странно думать, что офицеры вермахтовского генштаба ломали головы над стратегией «блицкрига» не ради завоевания Европы, а ради благополучия Н-ских исполкомов и сельсоветов в далекой Украине, но так оно и получается.

24 февраля с.г. состоялся круглый стол «Усовершенствование механизмов прозрачности власти в Луганской области через взаимодействие с институтами гражданского общества». Говоря проще, общественные организации Луганска и области пытались выяснить насколько местные власти готовы идти на сотрудничество с обществом и что нужно для этого делать. Само событие напоминало, скорее, врачебный консилиум, да и началось мероприятие с симптомов. Ни один из приглашенных на круглый стол представителей власти, а именно губернатор Александр Антипов и председатель облсовета Валерий Голенко так и не появились и никак не объяснили своего отсутствия.

Исследования, проведенные, например, организацией «Сватовский слободской полк», показали, что, как правило, решения местных советов и исполкомов обнародуются в неполном объеме и крайне выборочно, более того, сами депутаты зачастую в первый раз узнают о них на сессии, когда уже нужно голосовать. Голосуем о выселении депутата З. из города Горюхино на Чукотку. Кто - за? З., по привычке не расслышав, проголосовал положительно и на следующий день завтракал в обществе северных оленей, а на месте его дома спешно возводился новый торговый центр. Кажется фантастикой, но в реальности часто происходит нечто подобное.

Интересную картину обрисовал председатель центра «Политсоциум» Владимир Иванов. Как известно, существуют органы самоорганизации населения или их представители: квартальные, домовые, уличные и т. д. Правом принятия решений они не обладают. Такое право им может дать только регламент горсовета, который самим советом и принимается. «У них должен быть хотя бы совещательный голос. Призывать власть к совести бесполезно. Изменения в регламент могут быть приняты только под давлением», - констатировал эксперт.

Председатель женской организации «Чайка» Лариса Заливная, обращаясь к опыту судебных тяжб с Луганским горисполкомом по поводу повышения коммунальных тарифов, заметила одну важную вещь. Повышая тарифы, власть ссылается на экономическую целесообразность такого решения, игнорируя не менее важный фактор – социальный. Смогут ли люди в дальнейшем оплачивать все возрастающие тарифы, и как это скажется на их бюджете и бюджете тех же коммунальных предприятий, которые сами будут страдать от несвоевременной оплаты услуг? Не удивительно, что на суде горисполком так и не смог представить всех нужных документов. Вернее, просто не захотел.

Пытаясь сохранить тайну принятия решений, власти иногда выдают такие «коленца», что хоть стой, хоть падай. Восточноукраинский центр гражданских инициатив направил письменный запрос в адрес председателя Старобельского райсовета Пахница. Нужно было просто рассказать о выступлении депутата на сессии. Ответ получился просто шедевральным. Ссылаясь на закон об авторском праве, Пахниц без тени смущения утверждал, что депутатское выступление является интеллектуальной собственностью и не может быть обнародовано без его на то согласия. Что ж, можно развить мысль дальше. Поскольку интеллектуальная собственность является товаром и существует огромный рынок этой самой собственности, предлагаем продавать аудио- и видеовыступления депутатов сельсоветов и горсоветов. Блокбастер «З. на сессии горсовета предлагает перенести мусорник из Горюхино в Ваняхино». Ожидайте в магазинах и рынках города. Во, чудеса! Промолчал всю сессию, проковырял со скуки дырку в депутатском кресле и объявил все это интеллектуальной собственностью. Неважно, что интеллект воспарял в мягкие места соседки по лестничной площадке и никак не был занят городскими проблемами, лишь бы оный интеллект хоть что-то производил.

Нельзя сказать, что местные власти одинаковы везде. Относительно открытыми для контакта, например, являются исполкомы Алчевска, Рубежного и Кировска, но вот на сессию Северодонецкого горсовета можно попасть только с помощью прокуратуры, хотя обычно при помощи этого учреждения попадают в другие места. Все это так, но как любили говорить в советские времена, «есть подвижки». Налаживание контакта власти с теми, кому они, собственно говоря, служат – процесс долгий и нелегкий. Законов, обязывающих исполкомы и советы к открытости, сейчас просто нет. Возможно, они появятся в будущем, но ждать этого придется долго. А пока все идет, в основном так, как в кошмарном сне жителя города Горюхино.

Александр НЕФЕДОВ