03 июня 2010

COC: Спасти оставшиеся степи!

Можно сказать: да какая разница, степь там или асфальтовая площадка! Можно сказать? Или все-таки разница есть? Степь – исчезающий вид ландшафта на всей поверхности Земли. На территории Евросоюза степей уже нет. На континенте-Европе они еще остались понемногу, в Украине и России в основном. При этом ТАМ, в обезстепенной Европе, уже спохватились, и только что не объявили НАШИ степи общечеловеческим достоянием. Правда, до сих пор у нас степь осталась не из-за того, что мы умнее, а потому, что руки не дошли?

 Как отмечает Лариса Боровик, научный сотрудник Луганского природного заповедника НАН Украины: «Степные ландшафты необходимы для стабильности экосистем и экологической безопасности человека. Степные экосистемы играют важную роль в мировом балансе, и хотя бы поэтому они являются уже не только достоянием конкретной страны, но и всего Евразийского региона как минимум».

Географически степью была почти вся Украина, в то же время большинство существующих в Украине заповедников тесно расположены в Карпатах, Крыму и Полесье.

Расширять границы природно-заповедного фонда смысл, мягко говоря, есть. На сегодня часть заповедности Украины составляет меньше 5% общей площади страны. При этом ПЗФ местного значения (заказники, памятники природы) составляют большую его часть. И без небольших по площади заповеданных территорий местного значения Украине никогда не достичь европейских показателей заповедности (12-15%).

При этом вызывает беспокойство Указ прошлого еще президента №995/2008 «Про затвердження показників регіональних нормативів оптимальної лісистості території України». Эта «природоохранная» инициатива вступает в грубый конфликт с намерениями развивать ПЗФ центральных, южных и восточных регионов Украины и угрожает в первую очередь остаткам степных биотопов. Президент поменялся, но указ продолжает действовать.

В Меловском районе осенью прошлого и весной этого года был распахан под посадки сосны участок земли, на котором  в течение последних нескольких лет существовало крупное поселение сурка степного. Этот участок расположен у с. Стрельцовка, вдоль трассы Беловодск-Меловое. На этой территории на площади около 10 га в настоящее время обитает 8 семей сурка степного, которые поставлены в условия практически полного отсутствия корма и едят сухой бурьян. Распашка произошла, когда сурки находились в зимней спячке. В настоящее время они выглядят жалко, исхудали и не привели потомства. Их и было там немного – 60 особей. В результате распашки 34 норы обитающих на участке сурков были уничтожены. Сегодня сотрудники заповедника прилагают усилия, чтобы спасти оставшихся – уже путем переселения. Этот же целинный участок степи уже утрачен навсегда. Что будет с другими?

Высадки деревьев должны производиться лесхозами вроде бы на землях запаса, деградированных и малопродуктивных землях. Количество последних в Украине стремительно увеличивается; это земли, на которых несколько лет подряд в погоне за быстрой наживой высаживали, например, подсолнух, и где после этого уже вообще ничего не растет. Подобная «демократия», т.е. вседозволенность, в сельском хозяйстве, приведет только к одному – мы останемся вообще без плодородных земель.

Определять, какие же земли «деградовані, малопродуктивні і інші» поручается областным администрациям. Вот в нашем случае и нашли «деградированные земли» - участок степи. Просто Указ оперирует чисто лесхозовскими понятиями и не делит территории, непригодные для сельхозиспользования, на степи и истощенные агротерритории, которые приходится исключать из сельскохозяйственного производства. Такое разделение не предусмотрено законами в сфере аграрной политики. Это понятно – ни лесникам, ни аграриям степные склоны и балка ни к чему, смысла в них они не видят. Если они не будут заповеданы, заступиться за них будет некому.

Исполняя Указ, Госкомлесхоз Украины утвердил новые показатели лесистости и площадь для каждой из областей Украины, которая должна быть принудительно залесена. Если для Полесья и Карпат эти показатели ничего не меняют, то на востоке площадь лесов должна увеличиться вдвое. А тут надо отметить, что так называемый «лес», искусственно приживленный в степи, не только не выполняет защитных функций, но его самого необходимо постоянно защищать от жестких степных условий.

Грубо говоря, саженцы-то в землю можно воткнуть. Но очень сомнительно, что на месте этих безводных территорий с мергельным грунтом что-то приживется, особенно, если воткнуть и забыть. Тем не менее, в нашей области уже запланировано залесить 100000 га земли, преимущественно – степей.

В случае со степными балками, лесники убивают целый отряд зайцев. Эти земли дешевы, потому что никому не нужны. Намного проще хозяйничать на ничьих степных лоскутках, избегая согласования землеотводов с пользователями (если можно так назвать…) действительно деградированных земель.

Площади «лесов» будут расти, как на дрожжах. Саженцы для посадки можно брать самые чахлые, а то и вообще – просто посыпать распаханную землю желудями. Если же ничего не вырастет, что ж – непредвиденные обстоятельства – можно взять из бюджета еще денег. И так каждый год. Это не хуже, чем класть асфальт, который через неделю можно сметать веником!

А у нас так распахано до 95% земель. Не говоря уже о том, что общий вид получается весьма унылый – природный экосистемы еще как-то держатся только за счет степных балок, яров и склонов рек, которые неудобно пахать. Чтобы создать каркас экологической сети, эти объекты необходимо заповедать. Иначе трудновато будет жить на мертвой земле.

На «клочках» степи – последние места обитания занесенных в Красную книгу Украины растений и животных. Нигде кроме этих клочков они обитать не могут. Уничтожение природных биотопов грубо нарушает Закон Украины «Про Червону книгу України» и ряд международных природоохранных конвенций, в частности, Конвенцию «Про охрану диких видов флоры и фауны и среды обитания в Европе» (Бернская конвенция). В степных балках – десятки «бернских» видов.

Более того, известны попытки облесения уже существующих природно-заповедных территорий. Это уже является прямым нарушением норм Криминального кодекса Украины.

 

Ада Луговская