03 июня 2010

БЕГСТВО ОТ ЕВРОПЫ

АЗИАТСКИЙ ВЫБОР УКРАИНЫ

Долгое время территория Украины представляла собой зону прямого азиатского влияния с минимальными вкраплениями западной, европейской, прежде всего эллинской культуры. Эти степи помнили вопли гунна, а если в ней и раздавались вопли залетного европейца, то, как правило, в тот момент, когда кто-нибудь раскосый и с жадными очами поджаривал ему пятки на костре.

Обусловлено это было, в первую очередь, географическим фактором. Евразийские степи и лесостепи, в зоне которых расположена большая часть современной украинской державы, издревле служили естественным сухопутным мостом между Востоком и Западом. Движение по этому мосту с запада на восток стало превалирующим сравнительно недавно. В основном же направление культурной и политической экспансии имело вектор восток-запад. Один из реликтов этой экспансии - венгры, причалившие по евразийскому мосту с Урала в придунайские степи. Европейцам всякие гости с востока приносили массу, мягко говоря, неудобств, поэтому мост и соответственно нынешние украинские земли пользовались у них дурной славой и не считались своими ни в каком смысле.

Для кочевников же они как раз были своими. Интересно, что большая часть территории княжеств Южной Руси вошли в состав коренного улуса Золотой Орды. То есть, были не вассалами, а непосредственно частью монгольского государства. А дело было в том, что украинные степи и лесостепи Руси были удобны для кочевья. Северо-западные княжества в коренной улус включены не были, а пользовались правами вассальных, зависимых владений. Просто не привыкли монголы по лесам мыкаться.  

ТЕРРА ИКС

Обсуждая европейскую тему, мы зачастую говорим о Европе как о чем-то совершенно отличном от нас, то есть подразумеваем, что мы Европой не являемся и этот термин касается Украины в узком географическом смысле, да и то, кажется, по какому-то недоразумению. Признавать себя Азией мы тоже не спешим. Это понятие отдает чем-то низким и брутальным, противоположным совершенству и прогрессу европейской цивилизации.

Мы помещаем себя в некую несуществующую официально часть света, не имеющую ни названия, ни четкого определения. Часть населения считает, что название того куска суши, на котором мы пребываем, определенным образом рифмуется со словом «Европа», кратко и емко выражая его суть. Это географическо-анатомическое понятие настолько вошло в жизнь, что впору обозначать его на картах и посвящать ему соответствующий раздел в школьных учебниках.

Европа, как начало исключительно светлое, воспринимается как светоч, призванный озарить тьму и беспросветность родной Терры Икс, безнадежно увязшей в географической анатомии. Эта добровольная роль папуасов, сидящих на берегу океана в ожидании корабля, груженого стеклянными бусами, огненной водой и носителями бремени белого человека стала настолько привычной, что для того, чтобы сыграть ее «на бис» нам уже не нужны репетиции. Это нечто само собой разумеющееся.  

Вместе с тем отовсюду доносятся утверждения о том, что Украина – европейская держава с европейской культурой, традициями и т. п. Однако даже в этом случае люди, так утверждающие, кажутся многим сторонним наблюдателям папуасами, выдающими себя за Миклухо-Маклаев. Для того, чтобы в этом убедиться, перед «европейцем» достаточно погреметь бусиками, поблестеть зеркальцем и побултыхать перед его лицом бутылку с каким-нибудь мозельвейном. Забыв о «европейскости», папуас выдаст себя диким блеском в глазах, призывным воем: «Хайя! Европейские ценности!» и ритуальным танцем охотника за головами. Вообще «Европа» вызывает у папуасов дикую экзальтацию. У настоящих европейцев - только скуку. 

ПОБЕГ ПЕРВЫЙ

Границу Европы как понятия культурно-цивилизационного принято очерчивать ареалом распространения католицизма. Некогда православная и языческая Литва приняла католичество во время унии с Польшей, став, таким образом, частью европейского мира. Сейчас этот статус подтвержден членством этой страны в ЕС. Украине, входившей в состав объединенного государства Литвы и Польши, светила та же перспектива включения в границы европейской цивилизации посредством унии католической и православной церквей.

Сделай жители Украины в шестнадцатом столетии выбор в пользу римского папы, современные украинцы вряд ли бы сомневались в своей чисто европейской идентичности, но… уния фактически была провалена по инициативе самих жителей Южной Руси. Евроинтеграции не получилось. Бородатые православные старцы настолько поднаторели в обличении папства, что создали целый пласт полемических трудов, с которых начинается история собственно украинской литературы, а украинские земли стали местом бескомпромиссной борьбы между православием и католицизмом.

Это было началом многовекового бегства Украины от западноевропейской цивилизации в Терру Икс. Бегства сознательного и последовательного, ставшего основным геополитическим вектором украинской истории. Европеизация, коснувшаяся Украины, не была частью ее самостоятельной политики и не являлась результатом сознательного выбора. Красная шапочка идет на запад не потому, что она того хочет, а потому, что на запад идет волк, в желудке которого она находится. Ну, а в желудке у волка Украина пребывала большую часть своей сознательной жизни. Основные волны «оевропеивания» прошлись по Украине во время пребывания ее сначала в зоне польского, а потом российского культурного и политического влияния. У куска мяса не спрашивают его мнения. Его просто пережевывают, проглатывают и переваривают.

УКРАИНА – НЕ РОССИЯ

В этом свете расхожее выражение «Украина – не Россия» приобретает особый смысл. Действительно не Россия, поскольку вектор российской истории был направлен исключительно в сторону Европы. При этом Россия, как и Украина, была и остается для европейцев и собственных обитателей такой же частью Терры Икс. Термин даже такой изобрели «Азиопа».  Естественно, с уничижительным смысловым оттенком.

Насчет европейской направленности русской истории предчувствуется множество возражений. Припомнят и Орду, и колонизацию Сибири, и царскую политическую систему, которой по неразумию прочат азиатское, ордынское происхождение. Те, кто так говорят, не имеют ни малейшего понятия о том, что собой представляла Золотая Орда и как выглядело ее внутриполитическое устройство. Но сейчас речь не об этом.

Россия на протяжении всей своей истории настойчиво демонстрировала приоритет европейской политики. Это хорошо видно даже на примере такой мелочи как дипломатический этикет. Грамоты к различным правителям писались на разной бумаге и скреплялись разными печатями. На самой дорогой бумаге писались грамоты ко двору императора Священной Римской империи. Ну, а азиатским ханам, султанам и прочим письма писались чуть ли не на туалетной бумаге, да и печати прилагались паршивенькие.

Если посмотреть на серию войн, которые Москва вела на своих западных границах, четко прослеживается  их основная цель: активное включение в европейскую торговлю и политику. Окно в Европу начали рубить задолго до Петра и с не меньшим упорством. Борьба за выход к Балтике кажется сейчас чем-то абстрактным и малопонятным, но порты на Балтийском море давали мощнейший стимул для выгодного торгового обмена и приобщения к материальной культуре Европы. Важно при этом заметить, что борьба за южные моря, а, следовательно, за торговлю и культурный обмен с Азией, всерьез началась лишь тогда, когда были удовлетворены европейские амбиции России. То есть, это было второстепенной задачей. Вобщем Россия всю свою историю занималась рубкой окон в Европу, круша ребра себе и всем окружающим.

***

Что касается украинской морской коммерции, то она распространялась исключительно на Черное море, бывшее тогда внутренним морем Турции и ареалом азиатской торговли и культуры. Впрочем, здесь свою роль сыграл опять все тот же географический фактор. Представить себе Украину, борющуюся за выход в Балтику, было бы слишком смело. Тем не менее, география и в этот раз сыграла роль во втягивании бывшей Южной Руси в зону азиатского влияния, прежде всего татарского и турецкого, которое отразилось на слишком многих вещах, чтобы их можно было бы просто проигнорировать.

Интересная подробность. Шаровары были введены в обиход Войска Запорожского как часть униформы Богданом Хмельницким. До этого казаки, как современные школьники, ходили в чем попало. Заимствованы сии штаны были у турецкой армии. Эта восточная экзотика настолько прижилась у нас, что даже низкого пошиба украинский национализм именуют «шароварщиной».

Фактически та же история с оселедцем. Изначальное значение этой прически таково: правоверный мусульманин оставлял неостриженный чуб на своей голове, чтобы Аллах в смертный час за этот чуб забрал бы верующего на небеса обетованные. То есть, оселедец имел трансцендентный метафизический смысл, олицетворяя собой личную связь верующего с Богом и залог его посмертного блаженства на небесах. Оселедец носили турки, не брезговали им и алжирские пираты. Оттуда он эмигрировал на лысые головы запорожцев, став их отличительным знаком.

С оселедцем связана одна забавная история. На окраине Лондона украинскими эмигрантами была открыта корчма с национальной кухней и всеми остальными причиндалами. Каким-то странным образом это заведение стало местом паломничества местных панков. Оказалось, что украинская корчма приглянулась англоязычной панкоте, вообще равнодушной к борщу и галушкам, благодаря изображениям чубатых запорожцев на стенах забегаловки. Лондонские панки считали, что это их украинские предшественники, первые на земле панкующие. Только со временем оселедец эволюционировал в ирокез. Украина - родина панка. Радуйтесь, патриоты.

ПОБЕГ ВТОРОЙ

Опыт исторического сожительства Украины и Польши был неудачен и принес много неприятностей обеим странам. В то же время Польша для Украины долгое время была тем самым окном или форточкой в Европу, через которую в пенаты Терры Икс шкодливой кошкой пробиралась европейская цивилизация. Однако и в этот раз украинцы предпочли форточку захлопнуть, а кошке оторвать голову.

У Украины был шанс остаться в составе Речи Посполитой на правах равноправной части федерации Польши, Литвы и Руси. Этот проект всплывал в истории неоднократно, начиная от времен Хмельницкого и заканчивая Мазепой. Все попытки его осуществить провалились и не имели широкой поддержки в массах.

Поляки не скупились на взятки и уговоры.  Взятки в Украине, да и в Польше тогда тоже, любили больше, чем словесные увещевания. Почтенные сенаторы и депутаты польского сейма гребли «бакшиш» лопатой без особых проблем с совестью. Что уж говорить о наших гетманах, писарях и свинопасах, ставших в одночасье большими людьми.

Хотя дело тут не только в одних взятках. Такие люди, как например, гетман Выговский совершенно искренне симпатизировали Польше, что, впрочем, не мешало тому же Выговскому быть стукачем московского царя при Хмельницком.

Для аристократии шляхетские вольности Речи Посполитой, возможность получения современного европейского образования и т.п. выглядели весьма и весьма привлекательно. Все это замечательно, если не два большущих «но»: 1. среди крестьянства и казачества сторонников Польши было ничтожно мало; 2. поляки на деле вряд ли собирались признавать бывших свинопасов равными себе, и все их посулы были не более чем обманом.

Многие это прекрасно понимали, поэтому во второй половине семнадцатого столетия Украина бежала от Польши и Европы без оглядки, а носителям «европейских ценностей» в лице католической шляхты вспарывали животы, чтоб тем неповадно было заниматься евроинтеграцией.

***.

Что бы там не говорили, но политика евроинтеграции, мечты о членстве в ЕС являются для нашей страны не традиционным, а совершенно новым направлением политики. Естественно, ту Европу, из которой мы столько лет бежали, нельзя сравнивать с Европой современной, которая представляется нам большим-пребольшим куском сахара, местом, где даже общественные туалеты благоухают флердоранжем и шанелью под номером пять, что внушает обитателям Терры Икс глубокое чувство собственной неполноценности. 

Вот только между  ходом в сторону Европы и в бегством от нее разница состоит не только в векторе исторического процесса. Польскую шляхту резал пышущий энергией молодой народ, а у дверей Евросоюза сейчас отирается выродившася и потерявшая блеск и запал молодости нация, весь пыл растратившая на бегство от этой самой Европы (хотя в доме престарелых, под названием  ЕС, наша страна будет выглядеть вполне органично).  Мы не виноваты. Так получилось.

Гарик ПРОСТОГНИДИН