10 июня 2010

СВЯТОСЛАВ ВАКАРЧУК В ВЕЧЕРНЕМ ЛУГАНСКЕ

Наша встреча со Святославом Вакарчуком совпала по дате с профессиональным праздником журналистов, поэтому вдвойне приятно было стать в этот день интервью-ером такого необыкновенного собеседника - культового музыканта, ученого-физика, общественного деятеля. В те 15 минут перед концертом, которые были отведены нам для беседы со знаменитостью, хотелось получить максимум информации и в то же время создать непринужденную атмосферу в общении. 

Cвятослав вошел в комнату, где его ждали журналисты, вежливо поприветствовал нас, улыбнулся.

Первое впечатление. Скромный, интеллигентный, обаятельный. Он извинился за больные голосовые связки и крайне ограниченное для общения время, говорил полушепотом. 

- Как же вы голос-то так не уберегли?

- Да вот, не получается беречь.

-  Вы курите?

- Нет, что вы, если бы я еще и курил, не уверен, что смог бы петь…

- А существует ли у вас какая-либо диета для голоса или поддержания физической формы?

- Нет, диет я не придерживаюсь, ем все.

…Святослава можно было понять и посочувствовать: тур в поддержку нового альбома «Океана Ельзи» - «Dolce Vita» - большой, долгий, частые концерты, работа вживую, не мудрено при такой нагрузке повредить связки. Кстати, рок-н-ролльные команды собственно тем и отличаются от «поперов», что играют живую музыку, а вокалисты «пользуются» исключительно своим голосом, а не фонограммой, поэтому и возникают у них подобные проблемы.

Но, наверное, есть какой-то секрет мобилизации. Сразу же после нашей встречи Святослав вышел на сцену и, как ни в чем не бывало, открыл концерт старым хитом «Там, де нас нема». Около 8 тысяч поклонников творчества культовой украинской группы «Океан Ельзи» подхватили слова, стадион ревел в унисон с вокалистом, и вряд ли кто-то догадывался, что всего несколько минут назад Вакарчук от боли в горле говорил шепотом.   

Двухчасовая концертная программа, каждая песня - бесспорный хит. Зритель - в состоянии нирваны. Удивительно, какой силой обладает музыка этой группы. Более того, «Dolce Vita» - это, прежде всего, самая обычная аранжировка, классический набор инструментов (гитара, бас, барабаны и клавишные), а ведь в творческой биографии «Океана Ельзи» были выступления с симфоническим оркестром, проводились также эксперименты, когда для работы над той или иной композицией привлекались, к примеру, виолончелисты. И все же новый альбом стал не менее сильным и значимым, чем предыдущие шесть.

По-видимому, работая над «Dolce Vita», музыканты делали ставку на такие ценности, которые делают успешной любую их песню - простота и глубина текстов, красота мелодий, неповторимый тембр голоса вокалиста, исполнительское мастерство. Так или иначе, но песни из альбома «Dolce Vita» - «Я так хочу…», «Більше для нас», «Надя», собственно «Dolce Vita» и др. буквально «порвали» как отечественные чарты, так и взметнулись на пик популярности в соседних России и Белоруссии. Более того, новый альбом группы «Океан Ельзи» совсем скоро услышат вживую в Европе и США - тур предусматривает гастроли, как в Старом Свете, так и в Новом. Но это пока еще в будущем, хотя и в ближайшем. А мы вернемся к нашей беседе со Святославом.

- Есть ли песни, которые планировались, но не вошли в альбом «Dolce Vita»?  И какова дальнейшая судьба тех произведений, которые пишутся для определенного альбома, но остаются за бортом?

- Да, такие вещи есть. Некоторые из них новую жизнь получают: им придается несколько другой стиль, иное звучание. Так случилось с песней «Відпусти». Я написал ее, когда мне было 17 лет, тогда я еще серьезно не занимался музыкой. Прошло  время, семь лет, и в 2000-м году она была включена в альбом «Янанебібув». Но бывает, что те песни, которые не входят в тот или иной альбом, пропадают.

Когда группа была в самом начале своего становления, музыканты мечтали о зарубежных гастролях. «Для того, чтобы ехать в другие страны, нужно, чтобы наша музыка нравилась, чтобы ее слушали», - говорил в одном из своих первых интервью в качестве фронтмена Вакарчук.

За 15,5 лет своего существования группа «Океан Ельзи» приобрела поклонников не только в Украине, но и за рубежом. Восприятию музыки украинской, причем, украиноязычной рок-команды не мешает языковой барьер – мощная динамика и в то же время удивительная мелодичность песен, драйв и харизма вокалиста собирают многотысячные дворцы и стадионы по всему миру.

- Неужели уже 15 лет прошло? – с хитринкой во взгляде улыбается музыкант.

- Да, срок… За это время многие команды успевают начаться и закончиться. А вас слушают и любят миллионы. Теперь уже точно можно сказать, что и за рубежом. Есть ли страны, где вам хотелось бы побывать?

- Специальной такой цели - посмотреть конкретную страну, у нас нет. Раньше - да, многое было новым для нас, старались больше увидеть. Хотя и сейчас во время гастролей, если появляется время и возможность, то мы ее не упускаем.

- Существует ли для вас понятие «город, в котором хочется жить»?

- Не знаю… Живу в Киеве, но мне многие города нравятся. 

- Говорят, вы увлекались японской культурой?

- Был такой период, но он уже в прошлом.  

- А вот ваш коллега по научному цеху японский физик Кайку занялся исследованиями как раз таки будущего и сделал прогнозы о том, что ожидает человечество через 50-200 лет…

- Да, этот прогноз в книге «Визии», я ее прочел.  

- Не бывает ли у вас такого настроения, состояния, когда вам, как ученому, как творцу слова и как человеку, побывавшему в эпицентре политической жизни страны, хочется…

- Что - тоже написать книгу?

- Ну, скажем, или написать или хотя бы поразмыслить о том, что нас, граждан Украины, ожидает в будущем?

- Поразмыслить, конечно, можно. Я думал об этом, и пришел к такому выводу: думать о нашем общем будущем нужно каждому из нас. И начинать нужно с себя, также каждому, а не сваливать вину за просчеты или неудачи на конкретных людей, конкретных политиков. Мне кажется, граждане нашей страны пока еще сами не готовы видеть свое будущее. 

- И все же, у нас есть несколько вариантов выбора пути в будущее, главное не ошибиться. Конкретный человек так же может путем долгих проб и ошибок искать себя, пока найдет единственно правильную дорогу. Вам вот, например, жизнь также предлагала варианты: наука, музыка, политика. И, кажется, все удавалось…

- Нет, здесь я не соглашусь, удавалось не все. Я не считаю свою политическую деятельность успешной.

- Как же вы оцениваете время, проведенное в парламенте - как год, выброшенный из жизни или… ?

- Нет, что вы, я оптимист и думаю, что все, что происходит в нашей жизни, - не случайно. Этот период я считаю, скорее, ценным жизненным опытом. Во всяком случае, я понял очень важные вещи. Раньше я был уверен, что политике нашей нужны сильные и порядочные люди. Увидел, что сильных много. С порядочными - проблема. Если таковые и находятся, то их быстро ломают, а большая часть - просто беспринципные…

Нашу беседу прервал телефонный звонок. По содержанию и тону короткого разговора, которому мы стали невольными свидетелями, было понятно, что Святослав говорил с очень близким ему человеком, женщиной. Любопытство взяло верх над тактом (такое с журналистами иногда случается), далее последовал вопрос:

- С чего начинается ваше утро? Кофе? Физкультура?

- Нет, утром я физкультурой не занимаюсь. Разминаюсь, в основном, перед концертом. Когда есть время, бегаю, плаваю.

- А ваш утренний напиток?..

- Если хорошо выспался, кофе пью, а если нет, то легкий чай, чтобы потом еще доспать. 

О личной жизни рок-звезды я так и не решилась спросить (да простят меня фанатки Святослава), единственное, на что хватило духу, так это полюбопытствовать, встречает ли артиста у порога дома какой-либо домашний питомец? На что Святослав совершенно дружелюбно ответил:

- Да, у меня живет британский кот Сева.

Время интервью истекало, а спросить хотелось еще о многом. Например, о том, насколько соответствует действительности информация, что Святослав плюс ко всем его талантам еще и амбидекстр - человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, то есть когда обе руки имеют свойства правой.

- А давайте-ка ваш блокнот, - неожиданно предложил Вакарчук.

Я с любопытством наблюдала, как Святослав, взяв ручку левой рукой, лихо написал обращение по имени к моей скромной персоне, затем, переложив пишущий инструмент в правую руку, написал пожелание и поставил свой автограф. Поразительно, но почерк, совершенно не отличался, как будто бы вся фраза была написана одной и той же рукой.

- Значит, это правда, что вы - амбидекстр?

- Все гораздо проще. Я - левша. Но когда пошел в школу, меня пытались переучить, так я научился писать и правой рукой.

- Это умение - писать обеими руками  когда-нибудь пригодилось вам?

- Только когда автографы раздаю, - улыбается Святослав. - Когда левая рука устает, расписываюсь правой. 

За сим мы поблагодарили друг друга за беседу, пожелали приятного вечера, и Святослав Вакарчук удалился в гримерную, чтобы через несколько минут триумфально ступая по футбольному полю стадиона «Авангард», выйти на сцену, раскалить и взорвать прохладный луганский вечер…

 

 

Благодарим компанию «Мастер-Шоу» за помощь в организации интервью  

 

Беседовала Татьяна Глебова