17 июня 2010

Неизвестная железная дорога

Покупка билета

Ваши приключения начнутся еще задолго до поездки – как только вы захотите купить билет.

Не так давно билеты продавались только по документам, и потом в билете была написана ваша фамилия с инициалами: Иванов И И. При входе в поезд документ проверяли. Теперь все это отменили, поэтому учтите: если кому-то очень надо ехать, он может вытащить у вас из кармана билет и спокойно отправиться…

Мы поинтересовались на вокзале, как с этим быть. Нам ответили: «Все равно, когда билеты и были именными, очень редко в таких случаях кого-то ловили». Обнадеживающе.

Утерянные же билеты не возвращали как тогда, так и сейчас. Компании это просто не выгодно. «Укрзализныця» вообще старается брать на себя как можно меньше ответственности. Например, если вы опоздали на поезд, то можете связаться с ним и потребовать выгрузить ваши вещи на ближайшей станции. Их выгрузят. Но за сохранность ответственность никто не несет.

У кого билет не льготный, можно просто подходить и покупаеть. Если получится.

Казусов может быть неисчислимое множество. Например, единая сеть, в которой забита вся информация о билетах и т.п., в которую и смотрят операторы касс, не застрахована от поломок. Поломки бывают как «виртуального», так и физического свойства. Например, после дождя кабели могут промокнуть, и тогда вся система зависает. Переход в другую кассу не спасет: зависает она на всем вокзале сразу. Техперсонал борется с этим оригинально: идет в подвал и засыпает кабели сухим песком. Как подсохнет, так и система заработает, а пока в зале во всех кассах будут скапливаться огромные очереди.

Не нужно забывать о том, что также не отходя от кассы стоит лишний раз проверить – в правильном ли направлении вам был оформлен билет. Если вы не обратите внимание на место прибытия, указанное в билете сразу же, то его обмен обойдется в 20 гривен с каждого, особенно обидно, если был приобретен проездной документ  и в обратном направлении. 

Но самая распространенная ситуация, которой втайне страшится каждый пассажир, особенно летом – «мест нет». И «Укрзализныця» делает все для того, чтобы такое случалось как можно чаще.

Билетов нет потому, что количество вагонов в поезде ограничено. Казалось бы, логично. Но, например, проблемы «билетов нет» вовсе не существует в Европе: когда поезд заполняется, к нему просто добавляют еще один вагон.

Билетов нет потому, что есть сервисные центры. Казалось бы, они должны пользоваться одной с кассами базой данных – но нет. Определенная часть мест «невидима» для обычных покупателей. Но можете пройти в сервисный центр (обычно на вокзале)  - и билеты сразу найдутся. За доплату.

Но если билетов нет ни в кассах, ни в сервисном центре, билеты все равно найдутся. Еще за определенное количество денег. Но это уже совсем неофициально. Специальные тетеньки из сотрудниц вокзала могут билеты забронировать, ты после оплачиваешь эту бронь плюс «за труды».

Есть и другие способы перекупщицтва, от которого билетов нет, но купить их можно. Для борьбы с этим год назад ввели специальный сервис – Е-Квиток. Но об этом – отдельная история.

Модернизация по-укрзализнычныцки

«В «Укрзализныци» введена услуга по бронированию железнодорожных билетов через сеть интернет, забронировать билет можно на сайте uz.gov.ua. В билетных кассах «Укрзализныци» производится оформление проездных билетов, заказанных через сеть интернет», – такое объявление появилось на официальном сайте госкомпании в прошлом апреле. (Орфография оригинала сохранена).

В развитых странах мира более 60% всех билетов продается через сеть. Сами же билеты давно уже существуют в виде штрих-кода, который можно получить в банковском терминале, распечатать самому на домашнем принтере или же забрать в кассе. В Украине он-лайн билетами давно и успешно торгуют авиакомпании, причем заказ воздушного путешествия в сети обойдется гораздо дешевле покупки билетной книжки в кассе, а если билет покупается за месяц до поездки и более, то интернет-покупка позволит сэкономить до 50% стоимости.

Это было бы удобно всем. Даже если лично вы с сетью не в дружбе, всегда найдется сын или внук, который поможет и оформит билет. Мой сосед, старичок, уже давно ходит на огород не иначе, как по интернет-прогнозу погоды – дочка смотрит.

Однако времена идут, а билеты прогрессивным способом никто не покупает. Отчего же?

Новый сервис наша «железка» представила с большой помпой. Освоение интернета должностными лицами неповоротливой державной монополии, для которых ранее эта сфера была востребована только как электронная почта и игра в онлайн-сапера, было громко анонсировано СМИ и приветствовалось пассажирами.

Однако и через год воз не сдвинулся с места. Внешне автоматизированная система самооб-служивания «Е-квиток» выглядит все так же скучновато, качество головной картинки и сервисное меню – на уровне конца 90-х. Вход на сайт – только после регистрации пользователя. Кстати, зарегистрироваться иногда удается только на четвертый-пятый раз: после заполнения всех форм и строчек сайт упорно не хочет загружаться и требует очередного переписывания анкеты.

Страница «Помощь пользователю» вообще независимо от конфигурации компьютера грузится через раз. А правила пользования сервисом и страницы под названием «оферта» (для непосвященных – это договор с пользователем) явно писали недоучившиеся экономисты – для нормального человека обильный набор спецтерминов и очень неудачная компоновка текста явно нечитабельны.

К слову об орфографии. Она весьма оригинальна на всех ресурсах, к которым Железка приложила руку. Вот – пример с сайта www.railwayukr.com:

[29-04-2009] «К вниманию пассажиров»

Продажа билетов на 45 дату производится с 8:00.

Источник: Администрация.

Эта «новость» на сайте, как и многие другие, больше похожа на сорванное со стены объявление, написанное корявым почерком двоечника. А что такое «продажа билетов на 45 дату» вообще не поймешь без высшего железнодорожного образования.

На uz.gov.ua – аналогичное обилие грамматических ошибок и фраз вроде «Интернет-заказ проездных (перевозных) документов осушществляется…», которое явно говорит о том, что сайт писали наспех и в первую очередь для того, чтобы «сдать» проект вовремя.

Но все это мелочи по сравнению с главным. Вместо скидок вы можете купить билет на 40% дороже! При этом не сэкономите даже времени. Переплативший покупатель в конце концов не получает на руки билеты – ему нужно распечатать электронный заказ и идти с ним … в обычную железнодорожную кассу, где так же приходится либо выстоять очередь, либо переругаться со стоящими в ней людьми, которые не хотят пропускать вперед «интернет-клиента».

В апреле прошлого года замминистра транспорта Владимир Бадагов заявил, что «главная задача новой системы - нанести удар по билетным спекулянтам». Под этим лозунгом Железка совместно со специальным коммерческим «Экспресс-Банком», живущим, по сути, за счет средств государственной железной дороги, был создан собственный спекулятивный сервис под названием «Е-квиток».

Ладно. Допустим, тем или иным способом вы билет купили и пошли заходить в вагон. И видите…

В вагоне

Не знаю и знать не хочу, как там надо по правилам, но практически проводники делятся на тех, кто собирает билеты после отправки поезда, и на тех, которым ходить лень, и поэтому они отбирают их сразу на входе. Это – прямой путь ко многим казусам. Несчастный пассажир, не знавший, что билет нужно учить заранее и наизусть, входит и тут обнаруживает, что забыл, какое у него место. В растерянности идет и садится туда, где, как ему кажется, он должен был сидеть. Но нет, ошибся: заходит пассажир, более опытный, который билета из рук не выпустил, и доказывает документально: место – мое. Пассажир разводит руками и идет к проводнице. А толку? Билеты-то нынче не именные. Она сама не может определить, где он должен сидеть, но чтоб не показывать этого, говорит: «У вас такое-то место!». Пассажир идет туда – и закатывает истерику, видя, что на «его» месте сидит кто-то другой, который точно так же не может доказать, что место действительно его.

А температура в вагоне по правилам должна сохраняться в пределах 18-25 градусов. Можете пойти поругаться об этом с начальником поезда. Зимой все равно по вагону будут гулять сквозняки, а летом вы поймете, что такое – медленное удушение. «Пределы температур» - понятие виртуальное. Термометра в вагоне вы не найдете.

Это все казуистика. А практически главная проблема в весенне-летний период – все те же проводники. Раз запечатав окна вагона на зиму, распечатывать их они не хотят ни под каким предлогом. Повезло вам, если окна в вашем вагоне типа «с форточками» - они все же открываются. В вагонах с цельными окнами не живут даже тараканы.

Можно выйти в тамбур и открыть наружную дверь, чтобы насладиться сквозняком. По секрету скажу, что двери эти не закрываются. Но открывать их нельзя: это запрещено правилами. Но правила эти нигде не вывешены. Впрочем, если вас накроет за этим занятием милиция, то вам придется усердно с ней «дружиться».

Милиция ходит часто. Курить и пить в вагонах запрещено. Причем это не формальность – куряг действительно хватают за руки. Что, собственно, ничего не меняет: курить вместо тамбура стали в туалетах. Плюс еще товарища можно поставить «на шухер». Суеты от этого стало только больше, и на сакраментальных местах 36-37 (боковые у туалета) жизнь легче не стала.

Распивать спиртное запрещено. Но пить пиво можно, поставив бутылку в бумажный пакетик. Они продаются сразу же с пивом. Хэллоу, Америка – узнаются сцены из виденных фильмов с бутылками в пакетиках. Да здравствует лицемерие и ханжество. Кстати, запрещенное пиво можно купить прямо у проводников.

 В пассажирских поездах допускается провоз не более двух домашних животных и не более трех птиц при наличии ветеринарной справки. Животные должны быть размещены в ящиках, коробках, клетках, – рассказывают сотрудники вокзала. – Кроме того, за любимца придется заплатить по тарифу как за 20 кг багажа. А вот большую собаку можно взять в поездку только одну, причем прокатить ее можно только в купейном вагоне, выкупив все купе, или в СВ (п. 15.7 «Правил…»).

На п. 15.7 правил, конечно, можете смело махнуть рукой. Встречались мне самые разные попутчики, вплоть до здоровенного холеного добермана. Доберман всю дорогу психовал, рычал, рвался, крутился, лизался, мел обрубком хвоста, вонял и плевал на п. 15.7 «Правил…».

Вещей лучше не забывать. Как я с удивлением обнаружил, на вокзале нет никакой службы вроде «бюро находок». Вещи остаются у проводника в вагоне, и он может по своему усмотрению вернуть их вам или сказать, что ничего не видел. Да и найти его с первого раза вряд ли удастся: вагон может стоять в вагонном депо, закрытый, или быть в рейсе.

Услуги платные и бес...

Во многих случаях железнодорожники ссылаются на постановление «Про Порядок обслуговування громадян залізничним транспортом». Правда, Порядок этот меняется частенько, иногда по два раза в год; но от этого все равно ничего не меняется, так что беспокоиться об этом не стоит.

Все мы помним, как Железка вознамерилась всех нас насильно опостелить. И из личного опыта, и из вышеизложенного однозначно выходит, что наша дорогая Железка – патологичнейший пример монополизма, которому, в общем-то, на все наплевать. Она может возить вас, а может нет – и ты ее не заставишь. Она может создать тебе невыносимые условия для езды – а ехать-то все равно надо. Она может брать с тебя деньги на что-то, не отчитываясь на что. Например, долгое время при продаже билета с нас брали страховку, получить которую было практически невозможно ни при каких обстоятельствах, даже если на тебя упал потолок. Прямо на билете был указан телефон страховой компании, звони – не хочу.

Потом стали продавать постель. Едешь ли ты хоть три часа и спать вовсе не собираешься – извольте оплатить, прямо при продаже билета. Не хотите пользоваться – нам же лучше, продадим пакет второй раз.

Сейчас с «опостеливанием» стало посвободнее, только при покупке билета нужно не забыть заранее и громко заявить: БЕЗ постели! Иначе – продадут, и отказываться поздно.

Если едете без постели, матрац брать нельзя. Собственно, зимой удобнее всего этого – спальный мешок. Но если нет ни мешка, ни постели, матрац все-таки взять можно. Проводник проводнику рознь – один промолчит, а другой и не заметит. Правда, третий может посреди ночи начать злобно трясти за ногу: «Положите матрац на место!»

 От жары и некачественных продуктов, что у разносчиков в вагонах не редкость, вам может стать плохо. Жаловаться на это проводнику бесполезно. Он радушно предложит вам вызвать скорую. Так как вам хочется вовсе не в фельдшерский пункт станции «Кавуны», а домой, то от скорой вы откажетесь. Аптечки в вагоне (что бы там ни говорил соответствующий пункт «Правил…»), конечно, нет. Может быть, есть одна на поезд – в купе проводников. Можете идти туда и колотить в двери полночи – все равно никто не откроет. Хотя при этом за соседней дверью с надписью «радиорубка» лежит дежурная и надеется, что вы не догадаетесь постучать к ней. Но вы догадываетесь – она сразу открывает – и говорит, что в аптечке нет ничего. Можно все же настоять на ревизии аптечки. Тогда вы увидите, что она перемотана техническим скотчем, покрыта толстым слоем пыли, не открывалась много лет, и в ней действительно ничего подходящего нет – только подмокший аспирин, сцементированные бинты и разлитая зеленка.

Вообще на перечень бесплатных услуг можете не зариться. Что действительно можно получить – так это кипяток. Взять самому из титана. Правда, если проводник увидит вас, приближающегося с кружкой, может закричать: кипятка нет! Тогда делайте петлю, смотрите в окно, пока он отвернется, и смело набирайте – кипяток есть, это проводник просто не хочет делиться.

Наш замечательный вокзал

Вокзал вокзалу – рознь. Единых правил для них не существует, и все зависит, по-видимому, от вредности начальника вокзала, исторических обстоятельств и т.п. Например, в Симферополе вы не сможете на вокзале купить билет раньше, чем за сутки – для этого нужно ехать в другой район города, или переплачивать в кассе во дворе. Есть вокзалы весьма неуютные. Например, во всем огромном Харьковском вокзале нет бесплатного зала ожидания, лишь огромные пустые помещения с мраморным полом, а любую справку вам дадут только за деньги.

И во всех отношениях образцом может выступать Луганский вокзал. Если уж могут где-то свести к минимуму количество препон на пути несчастного пассажира, так это здесь.

Конечно, в этой статье мы не коснулись и десятой доли того, что представляют собой неизведанные дебри «Укрзализныци». Поэтому каждая поездка на поезде может оказаться незабываемым приключением. Решить все проблемы централизовано -невозможно. Железный динозавр «Укрзализныци» слишком нагл и неповоротлив. Получая огромные доходы – а ведь сотни тысяч пассажиров составляют еще меньшую часть доходов по сравнению с грузоперевозками! – эта госкомпания умудряется быть убыточной, клянчить миллионы гривен из бюджета и постоянно поднимать тарифы – все одновременно. Так что в поездке будьте готовы к скверному нраву этого монстра.

 

Владимир ОРЛОВ