02 июля 2010

«ШАЛЕНА СПІВАЧКА З НЕВІДОМИМ» - ОДИНОЧЕСТВО В РИТМЕ ТАНГО

Сюжет пьесы на первый взгляд незатейливый и незамысловатый. Современный шоу-бизнес, конкуренция, интриги. Действие происходит в неком ночном клубе, а точнее - в гримерной певицы Соломии (нар. арт. Украины Наталья Коваль). Любимица публики,» обоже» многих поклонников, в личной жизни никак не может стать счастливой.

Но простота сюжета только кажущаяся. Автор пьесы, режиссер и актеры блестяще сумели раскрыть и показать зрителю сложный мир человеческих взаимоотношений и ценностей: любовь и предательство, дружбу и корыстолюбие, целеустремленность и беспринципность.

Причина одиночества певицы - богатый и глубокий ее внутренний мир на фоне мелких и пустых душонок в ее окружении. Рядом с Соломией - корыстные люди, которым она нужна лишь как инструмент обогащения. Единственным преданным ей человеком является ее помощница Аврора (арт. Маргарита Калганова). И… свалившийся невесть откуда, ворвавшийся ураганом в ее жизнь Ян (арт. Виталий Лясников). Но человек ли он?

Ян появляется в самый сложный для Соло момент, когда она особенно ранима, и помогает ей найти в себе внутренние силы для гармонии с миром и собой. Он - ее внутренний голос, который умеет слышать и чувствовать душу певицы, он - ее «персональный кошмар» и идеальный мужчина одновременно. Их взаимоотношения - это океан эмоций, это либер-танго Астора Пьяцоллы, звучащее в сердце, а передаваемое в танце. Их диалоги - это мысли и чувства нараспашку.

Он недвусмысленно намекает ей о своем демоническом происхождении, она - не верит, но убеждается в этом, когда видит, что Яна не замечает никто, кроме нее. Он очарователен в своем изящном хамстве и остроумии, она - в своей удивительной искренности и умении любить, несмотря на многие разочарования.   

Таким разочарованием для Соло становится ее любовник, «молодое дарование», «ангел, спустившийся с небес», композитор, песни которого она исполняет - Роман (арт. Анатолий Яворский). Он купается в лучах славы певицы, приручив ее, а на стороне крутит шашни с молоденькими певичками. Как любая влюбленная женщина, Соломия охотно верила его лжи. Она была преданна ему, поэтому наотрез отказывалась от общения с другими мужчинами, ценителями ее таланта.

Именно поэтому она выставляет за дверь и состоятельного Ярослава, который готов приобрести клуб, где она выступает. Выставляет она его еще и по другой причине - не умеет кривить душой и продаваться за дорогие подарки.

А тем временем арт-директор этого же заведения некий Айсберг (засл. арт. Украины Леонид Лисняк) дает надежду на дебют молодой артистке кордебалета Руслане (арт. Олеся Забелина), которая настолько мечтает занять место Соло, что готова ради этого абсолютно на все. Те интриги, что плетутся за спиной певицы, не проходят мимо ее помощницы Авроры, в этой гримерной она – главный советчик Соло и страж порядка.

Однажды Соломия остается одна и, чтобы развеять свое одиночество, прикладывается к бутылке с горячительным напитком... В этот момент в ее окно и влетел незнакомец - так началась история с обаятельным неизвестным. Ян не только сумасбродно представился чертом, он поразил Соломию своей  непосредственностью и прямолинейностью. С этого момента Ян становится для певицы незаменимым собеседником, он руководит ее поступками, подсказывая выход из любой ситуации.

Соломия быстро привыкает к новому знакомому, ей даже начинает нравиться эта игра, Ян насквозь видит всех, кто  входит в  гримерную певицы. Он подсказывает Соло, как вывести Романа на чистую воду, уличив его в измене.

На нервной почве певица теряет голос, а ее «лучшая подруга», журналистка Катерина (арт. Ольга Яковенко) в стремлении к сенсации выводит эту новость на первые полосы газет. Город взорван информацией о том, что любимица публики лишилась возможности петь, в клубе - полный аншлаг из тех, кто хочет убедиться в обратном. 

Соломия почти готова сдаться и признать поражение. Но вдруг понимает, что влюбилась в несносного Яна. Он – единственный, ради кого она вновь способна петь, но только нужны ли демонам человеческие подвиги? Ответ на этот вопрос она узнает позже: он пришел, чтобы сделать ее сильнее, ведь женщине с чистой душой трудно противостоять миру, где правит ложь и лицемерие. А благодаря Яну она обретает уверенность в себе, стойкость. И… по-прежнему, остается одинокой.   

Соломия работы Натальи Коваль - милая, хрупкая, но достаточно характерная и энергичная. Она решительна, причем настолько, что иногда ее поступки противоречат здравому смыслу. И этим вполне оправдывает данное ей автором определение «скажена» (в первоисточнике пьеса называется «Скажена співачка з невідомим»). И только с появлением Яна она начинает прислушиваться к кому-то, кроме себя. Этот милый демон учит ее иногда скрывать эмоции. Так, Соломия научилась использовать тактику притворства, за которыми можно скрыть свои истинные переживания. Она поняла, что не стоит всегда выставлять свои чувства напоказ. Однажды она сделала это, поделившись сокровенным с подругой-журналисткой, и жестоко поплатилась - стала героиней бульварной прессы. Однако же, научившись обводить вокруг пальца других, она так и не научилась врать себе. В глубине души она таит нежность. Именно такой она и запомнилась зрителю и в определенной мере стала олицетворением женственности и грации.

Хочется отметить, что каждый персонаж спектакля – по-своему  ярок и каждому из них отведена особая миссия в пьесе. Характеры героев «обрамлены» в отнюдь не случайные детали сценографии. Автор художественного оформления и костюмов Ирина Лубская написала полотно, где нет ни одной лишней детали, ее идеи гармонично дополняют одна другую. Красный и желто-золотой цвета - основные. Они, похоже, символизируют любовь, страсть и успех (желтый - цвет золота), которые переплетаются в характерах и событиях в продолжение спектакля.

Музыкальное оформление (Владимир Московченко) и пластика (Оксана Фаренникова) также великолепны, выводят зрителя на высокий эмоциональный уровень. Известные мелодии аргентинского композитора Астора Пьяццоллы наполняют спектакль мотивами страсти и высокой тоски. 

«Шалена співачка з невідомим» - это не просто увлекательная лирическая комедия. Пьеса похожа на добрую сказку о духовной силе человека, о вере в себя, о способности противостоять трудностям несмотря ни на что. Это история, от которой на душе становится тепло и немного грустно. В любом случае она не оставит равнодушным даже самого требовательного зрителя.

 

 

 

 

Татьяна Покровская