13 июля 2010

В ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВОССТАНОВЯТ УНИКАЛЬНЫЙ ХРАМ

Эта история началась более 200 лет назад. Как раз в тот момент, когда Дикое поле перестало существовать. Причиной стало соглашение между Российской Империей и Сербией. Два сербских боевых офицера – полковники Шевич и Прирадович вместе со своими гусарами поселились на территории Луганской области. Между нынешним региональным центром и Лисичанском. Через два десятилетия на Луганщину прибыл еще один полковник – Иван Штерич. До этого земли охраняли запорожские казаки, которые нередко ради собственной выгоды договаривались с вражескими племенами. Сербы должны были пресечь набеги татарских войск.  Они защищали южный рубеж Российской Империи.

Штерич и его сыновья основали несколько населенных пунктов на территории современной Луганской области. Центром стал п. Ивановка. Здесь до сих пор сохранились старинные постройки. В здании действующего сельского совета ранее жила семья основателя поселка, синагогу, построенную в 18 столетии, во времена СССР переоборудовали под общежитие, потом вообще забросили.  Местные жители шутят: «Наша главная достопримечательность – разруха». Главным разрушением ХХ века в этом поселке стала уникальная церковь. С ней связано много интересных и загадочных событий.

Свято-Троицкий храм построили в 1777 г. из кирпича местного производства, а раствор изготавливали из белков куриных яиц, которые специально собирали жители поселка. Даже по сегодняшним меркам, это было величественное сооружение. На территории бывшего Советского Союза таких было всего лишь два. Первый – в п. Ивановка Ворошиловградской области, второй – в г. Гачино  Ленинградской области. Конструкция его уникальна, настаивает атаман Антрацитовкого района Луганского казачества Сергей Кендзиевский. В трехпристольном храме одновременно могли вести разные службы три священника.

В 30-е гг. ХХ-го столетия Свято-Троицкий храм закрыли. Хотели сделать в здании клуб, но люди восприняли идею без энтузиазма. «Да и само святилище противилось, сколько не забеливали фрески, лики святых все равно проявлялись», – вспоминает Андрей Ермаков. Мужчина также рассказывает, что в детстве, еще до уничтожения церкви, частенько пробирался туда через окно. Лепку время совсем не испортило. Он уверен, что храм простоял бы еще тысячу лет. 

Во время немецкой оккупации священники вновь приступили к своим обязанностям, вели службы. После Великой Отечественной войны партийные деятели решили уничтожить церковные атрибуты. Первым делом снесли купола. Бабушка ивановчанки Наталии Туранской поведала внучке об увиденном: «Она рассказывала, что одного человека из тех, кто участвовал в сносе, сразу же куполом придавило, остальные погибли вскоре после этого». Муж Наталии – атаман станицы Ивановка Донецкого казачества Юрий Туранский, как и Андрей Ермаков, был еще мальчишкой, когда церковь взорвали. Произошло это в 1982 году. По его словам, взрывали дважды, стены были очень крепкие: «Ударной волной даже окна в близлежащих домах вынесло, а стены устояли». Фундамент уничтожить полностью так и не удалось.

Тогда же в церкви обнаружился семейный склеп Штеричей. В нем были похоронены мужчина, женщина и маленькая девочка. Семью перезахоронили на местном кладбище, говорят люди. Рассказывают и о том, что под храмом в разных направлениях расходится 4 туннеля. Выкопали их на случай экстренной эвакуации населения. Территория была пограничная, защищать и землю и людей, живущих на ней, приходилось часто.

Сегодня Донское казачество собирает документы и средства на восстановление Свято-Троицкого храма. «Хотим стены возводить на старом фундаменте, он очень крепкий», – строит планы Юрий Туранский. 

Ни местные жители, ни историки до сих пор не могут понять, почему именно этот храм попал в немилость партийного руководства СССР, ведь другие церкви на территории Луганской области продолжали действовать.

Анна Андреева