20 июля 2010

Зачем Гаишники выключают светофоры на перекрестках

Житомир

  Невзирая на выходной день и утреннее время, на шиномонтажной «точке» в предместье Житомира собралась небольшая очередь. «Скажи, а ты видел, Гаишники еще стоят на повороте, - обратился ко мне человечище, что ожидал «переобувки» своего старенького «Опеля». – Опять выехали на охоту». Я немного удивился: в словах дяди звучало не классическое автомобилистское недовольство ГАИшными действиями, а нескрываемая ненависть.

Чего это он? Мой личный опыт встреч из ГАИ свидетельствовал: если не нарушаешь, то бояться тебе незачем. Через полчаса я понял причину этой ненависти, когда на том же повороте попал в подготовленную Гаишниками ловушку.

«На запрещающий жест регулировщика» 

 Впереди – перекресток. Полтора часа тому назад я проехал его без проблем, хотя это, обычно, напряженное место: здесь выезд из Житомира в южном направлении. Вижу - впереди на подъезде к перекрестку – скопление машин. Подъезжаю ближе - светофор мигает желтым цветом, посреди перекрестка – регулировщик, около обочин со всех сторон – ГАИшные машины. Непонятно, из чего такой переполох, но что делать – ожидаю, когда можно будет поворачивать налево. Регулировщик пропускает перпендикулярный поток машин, потом дает сигнал двигаться «моей» полосе. И в этот момент черный внедорожник, который стоит за мной, начинает сигналить и мигать фарами – мол, чего стоишь, едь...  Фактически, я не сделал ничего опасного. С включенными левыми поворотами выехал на перекресток, пропуская встречный поток – точь-в-точь так же, как сделал бы на зеленый свет светофора. Но в том-то и дело, что у регулировщика есть отдельный жест, который  позволяет двигаться тем, кто поворачивает налево. Я об этом знал – но отвлекся на нахала сзади.

Ну и результат – регулировщик жезлом указывает на обочину, именно туда, где стоит одна из ГАИшных машин. Слева от меня с ускорением проезжает тот же внедорожник - его инспектор не останавливает. Останавливаюсь, пытаюсь объяснить – вы же видели, что меня, в сущности, спровоцировали на нарушение, а вы даже не задержали это авто... Никакой реакции.  А дальше – знакомая всем автомобилистам неприятная процедура. Протокол, постановление об административном нарушении. И штраф – 425 грн. за нарушение правил дорожного движения – «проезд на запрещающий жест регулировщика».  Казалось бы, о чем здесь говорить? Нарушение было, все законно. Как бы не так. 

ГАИ против светофоров

Экспресс-опрос знакомых и друзей, которые проживают в Житомире, подтвердил: так оно и есть. Схема простая, безотказная и поразительно эффективная. Светофор выключают, на перекрестке возникает напряженная ситуация, в которой водители неминуемо будут допускать ошибки. Кто-то не разберется и поедет не на тот жест, кто-то забудет о повороте или несвоевременно среагирует на пешехода. Вот вам и стопроцентное нарушение – и «бригада» Гаишников за несколько часов может выписать столько протоколов, которые все они вместе не набрали бы и за день. Или и не выписать. Я не буду утверждать, что инспектор взвода ДПС Житомира старший сержант Нагорный Роман Валериевич вкрадчивым голосом пригласил меня в салон патрульной машины – мол, там удобнее – с незаконными намерениями. Так же я не скажу, что господин старший сержант требовал у меня взятку – этого не было. Ну, выписывал инспектор Нагорний постановление и протокол вдвое дольше, чем на это пошло бы время у человека, который более-менее уверенно владеет ручкой. Ну, бросал время от времени реплики наподобие «Ну, вот вы нарушили, что же вы так, теперь штраф заплатите», - с теми же вкрадчивыми интонациями, с которыми приглашал к машине.  А вот что я буду утверждать: так это то, что в 90% водителей, которые попадают в подобную ситуацию, возникает желание «договориться» с инспектором. Дать 150-200 гривен и ехать дальше. И буду откровенным: искушение пойти этим путем было и у меня. Что же касается опрошенных мной житомирян, то они считали подобное развитие событий наиболее выгодным в ситуации, когда сумма штрафа составляет треть от среднемесячного заработка большинства из них.  Конец охоты.

Однако, еще идя с инспектором к машине, я принял решение с ним не «договариваться». А наоборот – попробовать обжаловать постановление об административном нарушении на том основании, что меня к этому спровоцировал другой автомобиль, который избежал не просто наказания, а даже обычного предупреждения.

Теперь я понимаю – идея об обжаловании была правильной, но мотивы обжалования должны быть иные. Если оправдывать свои нарушения нарушениями другого – дело сомнительное (каждый сам отвечает за себя), то СОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЗДАНИЕ НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ДОРОГЕ СОТРУДНИКАМИ ГАИ – это то, почему нужно дать самый жесткий отпор.  В перечне основных заданий Госавтоинспекции, приведенных в Положении о ГАИ Министерства внутренних дел, есть такой пункт: «усовершенствование регулирования дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования транспортных средств».  Я убежден - умышленное выключение светофора и организация «конвейерной ловушки», свидетелем и пострадавшим которой я был, противоречит всем правилам ГАИ. Вместо того, чтобы повышать безопасность на дороге, сотрудники умышленно создают на опаснейшем ее участке - перекрестке - напряженную ситуацию. Повышенное количество зафиксированных в это время нарушений - однозначное подтверждение того, что это именно так и есть.  Понятно, что доказать умышленность выключки светофора трудно. Однако есть вопросы, на которые хотелось бы получить от местного ГАИ объяснения. Например: как часто выходят из строя светофоры на определенном перекрестке? В чем причина систематического выхода из строя и кто выполнял ремонт? Чем объясняется присутствие на перекрестке не только регулировщика, но еще и нескольких патрульных машин?

И еще. Многие из украинских высокопоставленных должностных лиц, начиная от Президента, неоднократно выражали возмущение тем, что сотрудники ГАИ «охотятся на нарушителей из кустов». Мол, их дело - не ловить нарушителей, а предотвращать возникновение нарушений.  Логика понятна. Но как в таком случае оценить действия сотрудников ГАИ, которые сами создают на дороге ситуацию, которая провоцирует появление нарушений?

Журнал Житомира,

 http://zhzh.info

А у нас

Подобная ситуация применима и для Луганска. Те, кто ежедневно проезжает по улице Оборонной мимо автовокзала, давно уже отметили частоту отключения светофоров на перекрестке возле кафе «Парк». Стандартная ситуация, описанная выше, наблюдается и здесь: мигающий желтым светофор, в центре перекрестка – регулировщик, а со всех четырех его сторон – патрульные машины, в которых – как минимум два инспектора, которые успевают патрулировать обе стороны проезжей части. То есть перекресток полностью под контролем ГАИшников с видеокамерами. Минимум пару раз в неделю в том месте движением управляет регулировщик. Неужели светофор ломается с такой завидной регулярностью? Или есть какое-то другое объяснение? Это мы и попытались выяснить, для начала позвонив на горячую линию ГАИ, где и получили ответ, что светофорами в Луганске занимается ОАО «Светофор» (включение, выключение, техническое обслуживание, ремонт). Начальник автоматической системы управления дорожным движением (кстати, отказавшийся представиться) сообщил, что светофоры на автовокзале исправны, но по официальному предписанию Госвтоинспекции, их  отключают, якобы там проводится обучение. А кого обучают – неизвестно.

Руководитель пресс-службы ОГАИ Ольга Хомякова сообщила, что за последний период в ОАО «Светофор» не подавались подобные запросы. Вообще, в принципе, такая ситуация имеет место быть: для снижения аварийности на дорогах проводятся проверки знания водителями сигналов регулировщиков. Но, как заверила Ольга Александровна, это бывает очень редко.

Директор ОАО «Светофор» Юрий Васильевич Романко в комментарии газете рассказал, что для того, чтобы сменить режим работы светофора достаточно всего лишь звонка дежурного городского ГАИ, но в причины отключения никто - ни он сам, ни диспетчер предприятии - не вникает.

Исходя из представленной информации, становится понятно, что любой инспектор может  с помощью одного телефонного звонка отключить хоть все светофоры города. Ни временных, ни территориальных ограничений тому не существует. Вся ситуация прикрывается одним словом – учения, но учения то учениями, но штрафы водители за «плохую учебу» платят реальные.

Кстати, Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев сообщил о том, что планируется ввод новых критериев эффективности работы милиции.

Анатолий Владимирович считает, что нужно убрать такой показатель, как раскрываемость преступлений, поскольку это приводит к тому, что милицейское начальство «давит» на низших сотрудников, а те, в свою очередь, «выбивают» показания у задержанных.

Глава МВД убежден, что новым критерием должен быть показатель того, сколько лиц привлечено к уголовной ответственности. По его информации, сейчас этот показатель растет.

Кроме того, водители больше не будут получать от ГАИ «письма счастья», в которых приходит квитанция на уплату штрафа за нарушение Правил дорожного движения, зафиксированное техническими средствами.

По словам Могилева, это нарушение. «Никого нельзя привлечь к ответственности, даже не спросив», - сказал глава МВД.

По его мнению, пока милиции не следует защищать честь мундира. «Наш мундир нужно чистить», - пояснил он. Будем надеяться, что Министр воплотит все свои планы в жизнь, и ответственность за свои проступки будут нести не только нерадивые водители, но и инспекторы, которые подчас в погоне за желанным «показателем» бьют все рекорды изобретательности.

 

 

Подготовила Лада КАЛИНИНА