05 августа 2010

ТРАКТАТ О БАРДАКЕ

1

«Бардак» как понятие и как социальная реальность уходит корнями в далекое, возможно, доисторическое прошлое наших предков и давно перерос сугубо бытовое значение, обретя воистину вселенское звучание и смысл. Слова летописца Нестора «земля наша велика и

обильна, а наряда в ней нет» стали общим местом и цитируется как доказательство неизживаемости «бардака» из нашей жизни в течении веков, что убеждает нашенского человека в мысли, что он не просто житель «бардака», но и носитель какого-то гена,  который заставляет индивида производить «бардак» в государственных и мировых масштабах. Усугубил положение профессор Преображенский, брякнув за столом, что «разруха не в клозетах, а в головах», из чего следует, что избавиться от «бардака» можно только путем хирургического вмешательства. Вырезать ту часть мозга, которая генерирует «бардак» и все будет ок. Поскольку система здравоохранения в нашей стране деградирует, надеяться на массовые операции по удалению части мозговой ткани не приходится. Положение просто безвыходное. Профессор оказался страшным пессимистом, представив «бардак» как социально неоперабельную болезнь. Казалось бы аксиома Преображенского являет собой апофеоз бардака, но не тут то было. Свою лепту в бардакологию внес творец истории – народ, произнеся священную мантру «весь мир  - бардак, все бабы – б…», которая возвысила бардак до недосягаемых высот.

2

Говоря о «бардаке», нельзя не упомянуть его противоположность – «порядок». Как правило, «порядок» удален от обитателей «бардака» либо пространственно, либо во времени. Это разделение очень важно, поскольку определяет дифференциацию индивидов по критерию политической ориентации. Есть одна важная вещь, объединяющая ярых либералов и закоснелых консерваторов – это неприятие «бардака» и обожествление «порядка». Разница между консерваторами и либералами определяется не через «бардак», а по их отношению к «порядку».  От либерала «порядок» удален пространственно – это где-то там, на родине йоркширских терьеров, от консерватора – во времени: эх, Сталина на вас нет, вот при нем был «порядок».  Естественно, что эта удаленность в обоих случаях служит орудием идеализации «порядка», поэтому он, как говорилось выше, в глазах и либералов и консерваторов сияет божественным неземным светом, причем настолько сильным, что застит им реальность. Поэтому наши либералы и консерваторы  - классические обитатели Платоновой пещеры, созерцающие тени этого мира, но не сам мир как он есть. Либералы и консерваторы расходятся не только во взглядах на «порядок». Средства его достижения имеют существенные различия у тех и других. Если консерваторы аппелируют к сильной руке, то либералы считают, что рук не нужно вовсе. Соответственно мировоззренческий вопрос о том, откуда руки должны расти, отпадает сам собою.

3

 Как когда-то отцы церкви разрабатывали концепцию оправдания бога, так и среди бардакологов находились люди, оправдывающие «бардак». Общеизвестная возня вокруг «загадочной славянской души» является ничем иным как оправданием «бардака». Такая вот она, мля, душа славянина, что прожить без бардака не может. Душе бы нажраться и плюхнуться мордой в салат – вот широта, удалая разухабистость, вот он, космический бардак, вот она птица-тройка, несущаяся к Альфа-Центавра!  В этом месте «бардак» тесно смыкается с понятием «свободы» и «воли». В глазах адвокатов «бардака» он является неотъемлемым свойством, признаком «свободы», когда как «порядок», окультуренность среды обитания – следствие насильственного диктата.  В самом деле, культура – мать солдатской муштры. Вольнолюбивые варвары наступали на врага нестройными толпами в полном «бардаке», римские легионы, македонские фаланги воплощали собой «порядок» и несвободу окультуренного, прирученного человека, вышколенного многолетней муштрой, которая начиналась с пеленок. Таким образом, вселенский спор «бардака» с «порядком» - это бой «варварства» с «культурой» или наоборот.  Нельзя не согласиться с бардакологами, утверждающими свободолюбие «бардака». Окультуривание – это долгий путь к «порядку», усеянный шелухой «свободы», выброшенной за ненадобностью. Человек отказывается от «свобод» в обмен на комфорт, предоставляемый «культурой» и «порядком». Поэтому на Западе либеральная демократия – это диктат законов «порядка» и «культуры» с сохранением относительной личной «свободы». У нас же она приняла форму «бардака», ибо без него «свобода» не мыслиться.

4

«Бардак» и «порядок» имеют не только ментальное, но и материальное воплощение. Например, стриженый газон и кустики, оформленные в формы куба или шара – воплощение «порядка» и «культуры», покосившийся и подгнивший забор – «бардака». Что сие значит? Стричь газоны и кустики – это удел людей, пышущих социальным и жизненным оптимизмом.  Казалось бы бессмысленное занятие, а говорит о многом. Человек, помещенный в условия отсутствия социальных перспектив, стричь газоны и чинить заборы не будет. А зачем? Какой смысл самоубийце мыть за собой посуду, если через пять минут он повеситься? Массы народа находятся в состоянии перманентного социального суицида. Каждое утро, вставая с постели, идя на работу, которая в итоге не даст ничего, человек совершает ритуальное самоубийство. В этих условиях «порядок» бессмыслен, смысл имеет только «бардак», как форма социального протеста. 

5

Природа «бардака» в условиях «порядка» имеет отличительные особенности. «Бардак» для «порядка» - реальная социальная угроза, на высшей точке развития переходящая в «капец». При этом обнаруживается цикличный характер «бардака», помещенного в «порядок». Возьмем, к примеру, Германию. Цикл получается такой: «капец» (поражение в Первой мировой войне, Версальский мир) – «бардак» (Веймарская республика) – «порядок» (приход к власти Гитлера, начальный период Второй мировой войны)  - «бардак» (начало войны с СССР) – «капец» (капитуляция Третьего Рейха). В чистом виде это выглядит так: «капец» – «бардак» – «порядок»– «бардак» – «капец». При этом обнаруживаются и некоторые математические свойства «бардака». Два «бардака» при сочетании в сумме дают «капец».

6

Преимущество вечно длящегося «бардака», находящегося вне границ «порядка», состоит в том, что он никогда не переходит  в «капец», ибо «вечный бардак» – это и есть «капец». «Бардак», неограниченный во времени, но стесненный в пространстве (частично границами бывшего СССР) приобретает свойства «абсолюта», с той лишь разницей, что «абсолют» пространственно безграничен. Поэтому знающие бардакологи настоятельно рекомендуют помещать в словарях слово «бардак» сразу после слова «бог», как термины, близкие по значению.

 

Резюме, или семь заповедей бардаколога

 

   1. «Бардак» является коренным, почвенным славянским понятием.

   2. «Бардак» – враг №1 и либералов, и консерваторов.

   3. «Бардак» – одно из неотъемлемых свойств «свободы.

   4. «Бардак» является формой социального протеста.

   5. «Бардак» в условиях порядка переходит в «капец».

   6. Вечный «бардак» не может переходить в «капец», ибо он и есть «капец».

   7. Природа вечного «бардака» божественна и потому неискоренима.   

Гарик ПРОСТОГНИДИН