17 августа 2010

Пятисотый

«Я пришел в «Вечерний Луганск» в незапамятные времена», - сказал я на днях, когда мы в редакции обсуждали планы, связанные с выходом юбилейного – пятисотого – номера газеты. По другому счету, эти «незапамятные времена» были не так уж давно: всего-то 2005-ый год. Но, во-первых, суматошная редакционная жизнь отодвигает даже недавние события, а во-вторых, время течет быстро, когда оно надоело и кажется, что ты «все уже видел», а у меня тогда все только начиналось.

А еще совершенно неожиданно угодил в ветераны… Так уж получилось, что из тех, кто был причастен к газете в 2005-ом, до сегодня остались корректор Галина Григорьевна Плиско, да я… да еще тысячи  наших читателей, верных «Вечернему Луганску» действительно с незапамятных времен! Мы не знаем точно, сколько их, но то и дело встречаются люди, которые говорят: «А я читаю вас с дветысячи-энного года!» - и это не менее важная часть газеты, чем бумажная или редакционная.

Пятьсот номеров. Сама по себе эта цифра не впечатляет. Мы привыкли к большим числам в новостях, к гектарам, тоннам, украденным миллионам и другой статистике и относимся к ним как к абстракции. Я представляю себе стопку в пятьсот газет – не такая уж большая выходит стопка, не выше первоклассника. Ну а если вспомнить, что газета выходит раз в неделю? История «Вечернего Луганска» - пятьсот недель.

В начале своей истории «ВЛ» не был похож сам на себя. С тех пор не осталось даже подшивки, потому что и редакция была в другом месте, и люди другие, да и не относились к результату своих сиюминутных трудов как к чему-то архивному. Мы сами, находя случайно в закромах отдельные уцелевшие номера, немало удивляемся, какими они были, и передаем их по рукам.

Само название – «Вечерний» - было выбрано с тем, чтобы подчеркнуть направленность: газета развлекательная, светская, досуговая. Если какой-нибудь «Дэйли Миррор», т.е. зеркало дня, одним названием настраивает на серьезно-очкастый лад, на биржевые курсы и политику-аналитику, то от вечера мы ждем другого, более близкого, задушевного.

И задумывалось, что выходить будет газета по субботам – тогда никто так не выходил. И объемом была в восемь листиков. А редактором ее была Наталья Максимец – да, та самая, ставшая после депутатом Луганского городского совета и ныне выпускающая «Советскую Луганщину». И одним из «идейных вдохновителей» был Николай Северин, чье имя для большинства прочно связано с «Ракурсом», а ныне он редактирует издание областного совета «Нашу газету». Собственно, на базе «Ракурса», после того, как сдавали газету в среду, по субботам делался и «Вечерний Луганск»…

Довольно быстро «ВЛ» сформировался как желтая по всем признакам газета. Времена были такие – к желтизне тяготели многие. Это сейчас все как-то остепенились и посерьезнели – и нельзя сказать наверняка, к лучшему это или к худшему.

А тогда хорошему политическому заявлению всегда предпочитали вещи повеселей.

В связи с нашей газетой можно вспоминать бесчисленное множество имен. Конечно, это и политики, и общественные деятели, «друзья редакции», которые частенько решали вопросы «мирового устройства» прямо в этой самой редакции. Но ограничимся теми, кого нельзя не вспомнить.

Период, когда «ВЛ» обрел известность, связан с именем редактора Алексеем Леонидовичем Блюминовым. При нем газета обрела близкую к сегодняшней внешность, узнаваемый почерк и «зубы». На страницах номеров 2003-04 гг. привычными были соцопросы на тему «Что бы я сделал, если бы у меня был автомат?» и расследования о «московских упырях». Вообще, 2004-ый был «боевым» годом. Еще с весны, когда про- и против-кучмистские фронты только разворачивались и наверняка никто не мог предположить, к чему все это приведет всего полгода спустя, газета уверенно занимает оппозиционную нишу. Тогда же появляется рубрика «Пресс-хата», весьма не похожая на нынешнюю: она дышала духом того времени, когда каждое «оппозиционное» слово, неприкрытое выражение собственного времени были делом крамольным, а, следовательно, особенно вкусным. Ее вел Игорь Машинцев. 

Кроме множества корреспондентов, более или менее регулярно появлявшихся на страницах «ВЛ», в газете с 2005-го года поочередно работало трое журналистов: Владимир Черныш, Марина Чубенко, Елена Заславская. Первый сейчас занимается связями с общественностью компании «Лугансквода», что, конечно, дело нелегкое, вторая работает на киевском телевидении и поклоняется «эзотерическим тайнам Востока» в изложении западных маркетологов, третья ведет активную культурную деятельность, растит второго ребенка, который едва не родился в поезде Берлин-Киев, на обратном пути с поэтических чтений, и наверняка будет не менее талантлив, чем мама и старший брат, уже – в раннем школьном возрасте – дипломированный мультипликатор!

С апреля 2007-го и до конца 2009-го газету возглавлял Герман Геннадиевич Борисов, при нем – в ноябре 2007-го – постоянным журналистом «ВЛ» стал и ваш покорный слуга.

Вот, собственно, в двух словах и вся история. Все, что было потом, уже к истории не относится, это – текущие дела. Кстати говоря, пройдет еще немного времени, и у нас будет еще одно радостное событие – «ВЛ», вслед за «юбилейным» номером, исполнится 10 лет. Уж не знаю, какое событие значительнее.

Тем временем мы продолжаем делать газету и не устаем надеяться делать это лучше. Конечно, газетное дело никто за 200 с лишним лет его существования не относил к высокому искусству. Не страдаем и мы манией величия, не решаем судеб государства – даже «четвертой властью» прессу назвала вовсе не пресса, а власть.

Но все-таки что-то творческое и важное в нашем деле есть.

Виталий Дорофеев