26 августа 2010

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГЕРОЕМ

Солдат по прозвищу Шахтер

В армию Сергей был призван как раз в то время, когда бригада шла на рекорд. Поэтому он очень гордился, что в достижении ставшей известной миллионам людей бригады есть и его вклад. После этого сюжета в батальоне за Гениевским прочно укрепилось прозвище Шахтер. А он не только не возражал, но и гордился тем, что причастен и к рекорду своих земляков, и к профессии, ведь это работа сильных и мужественных людей. Еще тогда он дал себе слово вернуться в бригаду.

Готовясь к «дембелю», Сергей и его друг в память о службе набили на левом предплечье татуировки, такие же, какие были у третьего их товарища. Рисунок цвета угля. Сколько же подобных «татуировок» есть на теле каждого шахтера, только своеобразные эти «узоры» оставлены не художником, а осыпающейся с кровли породой.

После службы в армии по советским законам демобилизовавшимся давался срок в три месяца - на отдых и устройство на работу. Гениевский не стал использовать эту возможность, не прошло и месяца после возвращения домой, как он вернулся в бригаду Николая Скрыпника. Следующие четыре миллиона тонн высококачественного антрацита, выданные на-гора знаменитой бригадой, были добыты уже при участии Гениевского. Сергей Иванович отмечает, что темп, в котором работала бригада, выдерживать было сложно. Но те, кто втягивался, оставались в бригаде. Шахта работала как часовой механизм, настолько четко и слаженно трудились и люди и техника. О таком понятии, как простои не могло быть и речи.

 - Стране нужны были трудовые рекорды, еще со времен Стаханова. Во-первых, высокие производственные показатели держали на подъеме экономику, во-вторых, интенсивный темп развития страны поднимал ее престиж на международном уровне, в-третьих, на примере самоотверженного труда горняков воспитывались целые поколения, - моральный фактор был не менее важным , - отмечает знаменитый шахтер.

Сергей Гениевский вспоминает случаи, происходившие уже во время его бригадирства: если кто-то из молодых рабочих ленился, то он говорил, что пригласит в бригаду отца-пенсионера, чтобы тот показал сыну, как надо работать. Эти слова действовали магически -  стыдно было работать плохо. 

- В постсоветское время, к сожалению, престиж рабочих специальностей снизился. Шахтерский труд стал не таким почетным и престижным, каким был в советское время. Рекорд Стаханова стал предметом иронии, - с грустью отмечает Сергей Гениевский. - Но что предложено взамен? Телевидение, к примеру, демонстрирует такие молодежные проекты, как «Міняю жінку», «Зроби мені смішно» и  другие. Морально-этические нормы в обществе снизились до уровня инстинктов. По-моему, сейчас самое время для воспитания молодежи на примере разумного, доброго, вечного – дружбы, преданности, командного единства.

Все эти качества присущи шахтерскому братству. Работа под землей построена на взаимовыручке и помощи друг другу. В сложных условиях подземного труда работы организуются таким образом, что одна группа выполняет производственное задание, вторая следит за точностью и тут же исправляет недоработки, если таковые возникают, а третья отдыхает. В течение смены они несколько раз меняются местами. В случае травмы или плохого самочувствия одного работника, второй быстро заменяет его. Дух команды сопровождает шахтеров не только в работе, но и в целом в жизни: семейные праздники и беды становятся общими.

Бригадир за все в ответе

Из 30 лет, отданных шахте               им. Фрунзе, 16 лет Сергей Гениевский проработал бригадиром ГРОЗ. За этот период его бригада, полученная в наследство от Николая Скрыпника, повторила трудовой рекорд своих отцов: еще пять раз коллектив становился миллионером угледобычи.

За эти годы Сергей Гениевский понял главную истину – он в ответе не только за трудовые показатели, но и за жизни людей. Есть в  биографии прославленного бригадира и эпизоды, которые он вспоминает с болью.

Во время кризиса 90-х горняки оказались в сложнейшем положении: условия труда усложнялись из-за недостатка оборудования и техники, а оплачивалась работа шахтеров – по бартеру: в торговых точках, открытых при шахтах, отпускались хлеб и консервы. Однажды в забое один из рабочих бригады Гениевского потерял сознание. Такое иногда бывает, сильное давление, отсутствие необходимой вентиляции и некоторые другие особенности работы под землей сказываются на самочувствии горняков, особенно если кто-то из них накануне принимал алкоголь. В тот раз бригадир и заподозрил, что у его коллеги проблемы с самочувствием именно такого плана. Позже выяснилось, что у этого мужчины – многодетная семья, и что он больше суток ничего не ел. Пока мужчина приходил в себя, обнаружилось, что в его сумке две буханки хлеба, которые он взял перед сменой, чтобы отнести семье, а сам не надломил от них ни кусочка.

- Мне стало стыдно за свои подозрения, стало стыдно, что я не знал, что у этого рабочего многодетная семья, - вспоминает Сергей Иванович. - Тогда я понял всю ответственность, которую как бригадир несу за своих хлопцев. Мы тогда быстро выяснили, у кого еще в бригаде много детей, собрали продуктовые наборы и передали им.

Бригада Гениевского была известна еще и тем, что ее коллектив умел не только ударно работать, но и отдыхать: выезжали с семьями на природу, брали солдатские палатки, готовили еду на костре, организовывали спортивные соревнования.

Случались и трагические моменты. Фраза: «Шахта – это фронт» отнюдь не пафосная, это жестокая реальность будней горняков. Приходилось бригадиру Гениевскому и проклятия слышать в свой адрес от родственников погибших своих друзей.

Однажды среди ночи разбудил бригадира тревожный телефонный звонок. Звонили с работы: село 40 метров штрека. Накрыло одного из ребят. Он погиб в считанные секунды. Специалисты ВГСЧ, исследовав место обрушения, сообщили, что понадобится не менее 4 суток, чтобы вытащить тело из-под завала.

- Нам по рации передали, что жена и дочка погибшего приехали на шахту и находятся у ствола вертикального спуска. Ни о каких четырех сутках и речи не могло быть, мы должны были вытащить тело немедленно, травмы и высокая температура в забое за четверо суток сделали бы его неузнаваемым…  - вспоминает бригадир.

Все, кто были на месте аварии, принялись разбирать обрушение. Бригадир, рабочие, представители дирекции шахты и объединения копали, молча и сосредоточенно, по сантиметру приближаясь к телу погибшего товарища. Через 5 часов тело отдали семье.

…Хоронили всей бригадой.

Жизнь, прожитая            не зря

Сергея Гениевского часто спрашивают, за что ему присвоили Героя Украины. Он традиционно отвечает - за то, что вверенная ему бригада пять лет подряд добывала по миллиону тонн угля: с 2002-го по 2006-й. Не объяснишь ведь каждому, скольких седых волос, скольких усилий и здоровья, а порой и жизней стоили эти миллионы ему и его товарищам. И все же он ни на минуту не сомневается: выбор, сделанный однажды - правильный.

Смысл и значение этого выбора осознаешь, когда в определенный момент наступают минуты переосмысления пройденного пути. Таким моментом стала для Сергея Гениевского церемония вручения Звезды Героя. Ровеньковский шахтер, первый из горняков Луганщины, был удостоен такой высокой награды. Один из самых памятных в жизни Сергея Гениевского дней произошел в теперь уже далеком 1999-м году. Рядом с ним, бригадиром ГРОЗ, на одной сцене в Мариинском дворце Киева стояли народная артистка София Ротару, знаменитый вратарь футбольной сборной Вячеслав Чанов, легендарный летчик-испытатель, поднявший в небо самый большой в мире самолет «Мрія» Александр Галуненко и другие.

- В такие минуты понимаешь, что дело, которое ты однажды выбрал в своей жизни, входит в историю твоей страны, становится одним из самых лучших, самых достойных ее периодов. Это дает силы на новые свершения с одной стороны и налагает большую ответственность – с другой, - говорит Сергей Гениевский.

Любовь к шахтерскому делу Сергей Иванович передал и своим сыновьям. Труд горняка сопряжен с постоянным риском, но ведь это и достойный труд, это работа для настоящих мужчин, - так считает за-служенный шахтер, еще с тех пор, когда его, солдата срочной службы прозвали этим именем.

Как любой отец, знающий по собственному опыту, что такое угледобыча, Сергей Гениевский переживает за сыновей, когда они под землей, когда задерживаются в шахте, - в такие минуты и от жены приходится слышать упреки за то, что парни пошли по следам отца и выбрали опасную профессию, ведь матери в таких ситуациях трудно контролировать свои страхи за детей.

Династия Гениевских началась не с Сергея Ивановича, его отец и мама тоже трудились в угольной отрасли, работает на шахте Фрунзе и родной брат знаменитого бригадира Александр Иванович. А сам заслуженный шахтер Сергей Гениевский востребован на предприятии «Ровенькиантрацит» и после выхода на пенсию, сейчас Сергей Иванович работает в производственной службе ГП «РА», ведет активную общественную деятельность. Свою задачу в качестве депутата облсовета видит в том, чтобы привлечь внимание государства к угольной отрасли, к развитию шахт на Луганщине.

- Когда я решил баллотироваться в депутаты, то решил для себя, что должен выбрать пусть одно, но конкретное и важное дело. Думаю, что при поддержке активной части громад и моих коллег по депутатскому корпусу, представителей Партии регионов, нам удастся побороть такую серьезную проблему, как нелегальная угледобыча, а также привлечь внимание правительства к нуждам государственного сектора угледобывающих предприятий. С учетом того, что после президентских выборов довольно четко работают механизмы сотрудничества разных институтов и вертикалей власти, то считаю эту миссию выполнимой. 

 

Беседовала Влада ГРОМОВА