14 сентября 2010

АНГЕЛ ЛУГАНСКОЙ ПОЭЗИИ

Мы в этой жизни только гости…

Татьяну Снежину по праву можно считать наследницей Серебряного века, хотя свой ХХ век она называла „диким”. Она ушла, едва успев заявить о себе. Лишь спустя годы стихи Татьяны Снежиной будут оценены как произведения  уровня Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака.

Поэтесса прожила всего двадцать три года, но и за это отмеренное ей на земле время она успела оставить светлый след в сердцах родных и друзей, а также ценителей истинной поэзии.

Родилась Татьяна 14 мая в 1972-м году в Луганске, в семье военного. В возрасте полугода с родителями переехала на Камчатку. С 1982-го года жила вместе с отцом в Москве, где в студии «КиС-С» попыталась записать свой первый альбом. С 1994-го года жила в Новосибирске. Там же она познакомилась с Сергеем Бугаевым, который в 80-е годы много работал над продвижением андеграундной музыки. С начала 1990-х стал директором молодежного объединения «Студия-8», пытался развивать направление «поп-музыки с человеческим лицом», в которую как раз и влилась Татьяна Снежина. Вскоре между молодыми людьми сложились отношения не только творческие, но и романтические. Осенью 1995-го года должна была состояться их свадьба. В августе 1995 года Татьяна и Сергей были помолвлены, месяц спустя должна была состояться их свадьба. Но не довелось Тане надеть подвенечный наряд. 

19 августа 1995-го года Бугаев одолжил у друзей микроавтобус «Nissan» и поехал со своими компаньонами на Горный Алтай за мёдом и облепиховым маслом. Взял он с собой и Татьяну, чтобы показать ей алтайские горные озёра. Два дня спустя, на обратном пути, на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск микроавтобус «Nissan» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В аварии погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса.

Изначально Т. Снежина была похоронена в г. Новосибирске, позднее останки поэтессы были перенесены в Москву на Троекуровское кладбище.

За свою жизнь она написала более 200 песен. Так, известнейшая песня Аллы Пугачёвой «Позови меня с собой» принадлежит перу Татьяны, однако спела примадонна эту песню уже после трагической смерти Татьяны в 1997 году.

В 1997-м, 1998-м, 1999-м и 2008-м годах посмертно становилась лауреатом премии «Песня года». Существует награда имени Татьяны Снежиной «Серебряная снежинка».

На звездных крыльях я лечу…

Автор бронзового портрета знаменитой луганчанки скульптор Евгений Чумак рассказал всем собравшимся у памятника 11 сентября, что идеи композиции он черпал из поэзии Татьяны:

- Я ничего не придумывал сам, все, что вы видите, соткано из стихов Татьяны Снежиной. В левой руке перо с чернильницей - символ поэтического труда, в правой - выскальзывающий из ладони микрофон - символ яркой, но, увы, короткой жизни. По сути, это памятник всем молодым, рано ушедшим из жизни, недолюбившим и недопевшим своих песен.

Надломленное крыло – это символ врагов, которые у нее были и мешали ей, второе крыло изображено в виде звезды, а это также строка из ее стихотворения: «На звездных крыльях я лечу, ветер обгоняя…» То, что Татьяна стоит на облаке, означает, что ее больше нет с нами, живущими на земле, небольшой фонтан у ее ног также не случаен. Известно, что если смотреть на льющуюся воду, то это успокаивает, настраивает на определенные размышления. Есть еще одно обстоятельство, которое натолкнуло на мысль добавить в скульптурную композицию фонтан: на месте гибели Татьяны забил живой источник, можно только себе представить, какой мощной энергетикой обладала эта удивительная девушка.

Скульптор также сообщил, что в контурах памятника он зашифровал ключ к счастью, и те, кто сумеют его разглядеть, обязательно будут счастливы.

Певица Лолита Милявская призналась, что лично с Татьяной она не была знакома, но в ее репертуаре есть песня, стихи к которой написала Снежина.

- Мне кажется, что с тех пор, как в этом парке появился этот прекрасный памятник, сюда должны приезжать молодожены. Я уверена, Таня будет молиться за них, за их счастье, ведь она сама была невестой. Всего несколько дней она не дожила до своей свадьбы, - сказала Лолита.

Хранят память о Татьяне Снежиной ее друзья по группе «Зеленые дельфины», в которой она начинала свою творческую жизнь – писала и исполняла песни.

- Для нас Таня больше, чем просто коллега. Она навсегда останется в нашей памяти, как удивительно светлый и добрый человек, - сказал Владимир Балакирев. Вместе с Еленой Борисенко они выступили с небольшим концертом песен Снежиной.

Собравшиеся у скульптуры Татьяны Снежиной внимательно слушали всех выступающих, проникаясь духом поэзии знаменитой луганчанки, и все с особым нетерпением ждали, что скажут родители Татьяны об этом событии.

Татьяна Григорьевна и Валерий Павлович Печенкины, конечно, не могли сдержать волнения и слез. После смерти их дочери прошло 15 лет, но разве родительская боль утихает с годами?  

- Танечка родилась недалеко от этого места. Позже, каждое лето приезжая сюда погостить к бабушке с дедушкой, она любила гулять в этом сквере, - рассказала мама поэтессы. -  И хорошо, что памятник ей будет стоять именно тут. Мы искренне благодарны всем луганчанам за этот монумент и за любовь к творчеству дочери.

Если я умру раньше времени, вы отдайте меня белым лебедям…

Из воспоминаний

Алла Пугачева, «Семь дней», 4 апреля 1998 года:

«У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы «познакомились» после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, были бы известный автор и исполнительница песен и известный продюсер. Но «самой печальной истории на свете» о современных Ромео и Джульетте не было бы. Татьяна Снежина для меня - символ всех талантливых людей, мимо которых мы часто проходим, не замечая, не вглядываясь.

Мне в руки попадает очень много кассет - с песнями как ныне живущих молодых авторов, так и погибших. Но, когда у меня в руках оказалась кассета песен  Татьяны Снежиной, меня поразила пронзительность этих песен. Не каждая песня так попадает в сердце.

От песен Татьяны Снежиной идет поток положительной энергии. Песня «Музыкант» стала основным хитом для Кристины Орбакайте, Алиса Мон прекрасно исполняет «Снежинку». А «Позови меня с собой» - просто мистика какая-то! Мы записали ее на студии в Твери и, возвращаясь в Москву, все три часа в автомобиле беспрерывно слушали. Это редчайший случай для меня.

Я не очень-то мистически настроенный человек. Но был с песней «Позови меня с собой» еще один случай странный. Я приезжаю в Питер снимать клип. Режиссер Олег Гусев о Татьяне ничего не слышал, истории ее гибели не знал, даже фотографий не видел. «У меня мало времени, - говорю, - могу только лицо отснять, а все остальное ты сам придумай». Приезжаю на студию смотреть видеоряд. И вижу дорогу, машину, автокатастрофу! А девочка, которая снималась, поразительно похожа на Снежину! Тогда я открываю томик стихов Татьяны, показываю Олегу фотографию. Где Татьяна и Сергей сняты за несколько часов до гибели, - ну копия, один к одному! Как это возможно? Объяснить мы не сможем никогда!»

Михаил Шуфутинский, Интервью 5 ноября 1997 года:

«...Я просто был потрясен тем, насколько это юная совершенно, выглядящая неопытной в жизни девушка, и откуда у нее так много глубины, так много жизненной философии в ее стихах. И насколько они гармонично соответствуют музыке, той мелодии, которую она сочинила для этих стихов. И когда я послушал эти песни, решил, что попробую их спеть, если у меня, конечно, получится. И работа над ними была очень интересная, потому что иной раз за ее маленькой короткой фразочкой сказано столько много, и звучит столько много вот этой жизненной глубины человеческой, что это просто поражает:

«И я забуду о тебе,

Я буду крепко спать ночами,

Но ты живешь еще во мне -

Осталась память между нами».

Это простыми словами… Это великое искусство... Видимо, оно приходит даже не от опыта, не от профессионализма, а... от Бога...

Это то, о чем надо петь, то, что по-настоящему сегодня трогает, и то, что по-настоящему заставляет задуматься и приносит нам тепло, приносит нам простые хорошие человеческие переживания. Я думаю, что Таня Снежина была очень тонкая натура, утонченная, глубокая, творческая душа».

Иосиф Кобзон, концерт в ГЦКЗ «Россия», 5 ноября 1997 года:

«Однажды ко мне подошел молодой человек, который сказал: «У нас в Новосибирске жила девчонка. Очень талантливая. Мы её очень любили. И мы пели её песни. Вы хотели бы послушать?»

Вы знаете, я насторожено отнёсся. Потому что у меня таких кассет огромное количество. Я прослушал кассету. Прослушал и, откровенно говоря, с первых песен я очень заинтересовался. И мне пришла в голову такая мысль, такая идея: «А что если познакомить моих коллег?» И я обратился к Игорю Крутому: «Песни хорошие. Прослушай, если будет иметь смысл, давай попробуем, подумаем о создании такого вот песенного вечера».

И вот песни стали расходиться по кругу с невероятной быстротой. И в большом количестве песен я нашел то, что, во всяком случае, я попытался «примерить» на свои плечи.

В песнях Тани проникновенность, чистота, непривычная для наших дней… Таня была дитя природы - она любила жизнь, готовилась к этой жизни, но человек предполагает, а Бог располагает…

Лев Лещенко, интервью 5 ноября 1997 года, (Москва):

«Ко мне случайно попала кассета Тани Снежиной. Поставил в магнитофон кассету, начал слушать. Первая песня меня очень заинтересовала. Вторая - меня как-то даже, знаете так, немножко порадовала и завела. А потом я понял, что это действительно... профессиональный материал, это, безусловно, талант... только талантливый человек может так вот в свои молодые годы ощутить окружающий тебя мир, причем мир не только молодых, но и мир людей с уже устоявшимся каким-то мировоззрением, с устоявшимися судьбами, характерами. ...Это черта настоящего художника - как бы синтезировать все это, соединить в себе, и потом уже сделать возможным, чтобы это стало художественными образами какими-то. Ее песни, каждая - это художественный образ. В последнее время очень мало песен, которые бы были точно решены в драматургическом плане. Каждая песня - у нее сюжет какой-то, рассказ или диалог. И это говорит о том, что она была достаточно зрелым мастером, несмотря на ее молодые годы.

Снежина уникальная талантливая девочка, которая владела прекрасным - музыкой, поэзией... Она достаточно симпатично сама поет свои песни. Когда я слушаю, я не нахожу никаких пробелов. Она могла бы спокойно работать как актриса-певица.

Ее песни такие разнообразные и наполнены какими-то очень хорошими светлыми интонациями, хорошим настроением, душевностью. Дай Бог, чтобы они звучали и чтобы они пелись нашими исполнителями».

 

 

Подготовила Влада Громова