28 сентября 2010

«ДЯДЯ ВАНЯ»: ОТ КЛАССИКИ ДО АВАНГАРДА ОДИН ШАГ?

Премьера удивила эпизодами в жанре сюрреализма в сценах снов Войницкого. Оригинальной была игра света и тени.

Главную роль в спектакле исполняет заслуженный артист Украины Тарас Чеверноженко, Елену Андреевну играет актриса Евгения Качанова, образ Серебрякова воплотил на сцене народный артист Украины Дмитрий Витченко. Один из центральных персонажей спектакля доктора Астрова выполнен артистом Павлом Морозовым. Соню блестяще сыграла молодая актриса Екатерина Шаповалова. Роли второго плана - Телегина и няни были великолепно представлены артистами Сергеем Евдокимовым и Зоей Бондаренко. Мария Васильевна – народная артистка Украины Светлана Сиротюк.

24 сентября зрительный зал был заполнен до отказа. Высокий интерес к премьере был вызван не только тем, что поклонники театрального искусства за лето изголодались по духовной пище и в день открытия сезона ощущали настоящий праздник. Луганские театралы были заинтригованы еще и тем, какой будет трактовка пьесы А.П Чехова? Не представлялось, что можно было бы добавить нового в постановку бессмертной и тысячи раз сыгранной самыми именитыми театрами пьесу? И все же, Александров нашел и применил некоторые «фишки», которые сделали спектакль неординарным, необычным, в нем органично слились чеховские настроения и обозначенные первоисточником проблемы, с элементами авангарда, сюрреализма, гротескными приемами.   

Напомним некоторые события пьесы. Действие происходит в небольшом поместье, которое дает настолько скромный доход, что не позволяет профессору Серебрякову позволить себе с роскошью жить в городе и содержать молодую жену Елену. Поэтому все благородное семейство поселилось на усадьбе. Все скучают, маются от ничегонеделанья, размышляют о жизни, любят, ненавидят, терпят, страдают.   

Главный герой пьесы – Иван Петрович Войницкий, брат покойной жены профессора Серебрякова. Заметим, чеховский дядя Ваня - постаревший, грузный, бледный от зависти, дико уставший. Он так жалок в своей робкой и абсолютно безответной любви к красавице Елене, второй жене профессора Серебрякова. Он – это желчь и бессильная злоба оттого, что жизнь прошла бессмысленно и бесполезно, многие годы трудился, но ничего своего не создал, а запоздавшие чувства к женщине не приносят радости и гармонии. Всю ненависть, зависть, вину за свои бесцельно прожитые годы он собирает и переносит на бывшего мужа своей покойной сестры Серебрякова, бездарного, но успешного, приспособившегося жить за счет чужих усилий, который даже в свои почтенные годы пользуется вниманием женщин. Войницкий не случайно получил от Чехова такую фамилию. Его душа находится в состоянии войны, он кипит от негодования и жизненного разочарования. Пик его духовного бунта наступает после того как Серебряков предлагает продать имение и переехать жить в город, оставив Войницкого ни с чем. Это имение дорого дяде Ване, он отдал ему много лет своей жизни, тяжело трудился, а все доходы от него отсылал в город семье Серебрякова, сам же получал 500 рублей в год жалованья. Боль от этой новости усиливается другим, не менее болезненным для дяди Вани событием, - он становится свидетелем взаимной симпатии уездного доктора Астрова и Елены. Все это выливается в эмоциональный взрыв, Войницкий бросается с пистолетом на Серебрякова, стреляет в него дважды и… не попадает.        

Дядя Ваня Тараса Чеверноженко не брюзга, не мизантроп. Он милый, добрый, он – скорее жертва обстоятельств, которые складываются для него не самым лучшим образом. Его любовь к Елене Николаевне нежна, он лирик, его мысли светлы, его чувства - это «последние осенние грустные розы».  Он в прекрасной форме, он свеж, красив, даже немного кокетлив. Он бескорыстный труженик, трепетно относится к своей любимой племяннице Соне, которую блестяще, по-чеховски, сыграла характерная актриса Екатерина Шаповалова. И даже когда Иван Петрович хватается за пистолет, то выглядит это как порыв отчаяния, безысходности, что вызывает искреннее к нему сочувствие. Сострадание к Ивану Петровичу усиливается еще и тем, что даже «маман» отвернулась от него, подобострастно преклоняясь перед своим зятем Серебряковым.

Зритель настолько искренне переживал злоключения дяди Вани, что в некоторых эпизодах аплодировал проникновенной игре Чеверноженко. Так в сцене, когда Иван Петрович застал любимую женщину Елену в объятиях своего приятеля Астрова и застыл с букетом в руках, лицо его выражало бесконечную боль и отчаяние, - зал не мог остаться равнодушным к игре мастера и отметил работу артиста, аплодируя.

Единственное существо в поместье, которое согревает сердце одинокого и несчастного дяди Вани, – это Соня, эмоциональная, искренняя, пылкая, бесконечно терпеливая и добрая. Она – тот самый человечек, который всегда подставит свое хрупкое, но надежное плечо, вселит надежду в то, что если научиться терпеть и ждать, то можно «увидеть небо в алмазах».

Большую часть спектакля Соня плачет, но грусть ее светла, она плачет от счастья из-за любви к врачу Михаилу Львовичу Астрову, хотя любовь эта безответна, она плачет от искренней жалости к дяде Ване, плачет в минуты примирения с мачехой Еленой Николаевной. Монологи «некрасивой» Сони настолько проникновенны, что вызывают у зрителя в одних эпизодах слезы, в других – ощущение, о котором говорят: «мороз по коже». Игра Шаповаловой убедительна, артистка очень глубоко прочувствовала свою героиню. И хотя Екатерина еще достаточно молодая актриса, с уверенностью можно сказать, что она сама и ее талант – и есть один из наиболее ярких «алмазов» русского театра.  

Образ врача Астрова совершенно неожиданным образом раскрыл актер Павел Морозов. Это, безусловно, сильный и харизматичный артист, но почему-то после просмотра «Дяди Вани» сложилось впечатление, что это не его роль. Уж слишком не похож он был на чеховского Михаила Львовича, очаровательного мечтателя, утратившего иллюзии и с горечью смотрящего на жизнь. Великолепный мастер сатиры, Морозов и в образ Астрова привнес некий гротеск, иногда не совсем оправданный. Ощущалось, что темпераменту актера, его напористости и драйву было тесно в рамках чеховского персонажа, поэтому Астров получился несколько воинственным, эксцентричным, чересчур эмоциональным. А ключевая фраза пьесы: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» сказаны им с явным сарказмом в интонации. Складывалось впечатление, что артист экспериментирует над своим персонажем прямо на сцене. К сожалению, паззл цельной натуры Астрова из этого эксперимента не сложился.

Впрочем, это мнение индивидуально. Лучше все же один раз увидеть, чем сто раз прочесть, поэтому, до встречи на спектакле, господа.  

 

Влада ГРОМОВА