05 октября 2010

ВЫБРОШЕННЫЕ ЗА БОРТ. Жизнь украинских бомжей

Неудобные люди

Что же касается официальных данных о численности бомжей в Украине, то их около 20 тысяч. Средний возраст - 35-45 лет, то есть самый продуктивный. Многие эксперты сходятся во мнении, что каждый четвертый бомж еще способен вернуться к нормальному образу жизни. Почему же этого не происходит? Возможно потому, что уровень развития нашего государства не позволяет уделять людям с ярлыком «БОМЖ» должного внимания. На фоне общего упадка экономики и постоянных политических потрясений никто не вникает в причины того, как полноценные граждане опускаются на дно жизни. Рожденные ли это в семьях маргиналов, спившаяся ли интеллигенция, жертва ли мошенников, отнявших жилье, отношение ко всем одинаковое – если ты бомж, ты неудобен обществу. Как таракан: вроде бы и не кусается, и не вредит, но своим присутствием мешает.

Хотя государство декларирует какие-то программы, чтобы продемонстрировать, что проблемой занимаются, ее решают. Министерство труда и социальной политики Украины сообщает, что проблемой бомжей в стране занимаются. Например, в самом министерстве создано управление по делам бездомных и освободившихся из мест лишения свободы граждан. С 1 января 2006 года вступил в силу Закон “Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей”. Во многих регионах созданы приюты для бездомных. Но…

На словах ситуация вроде бы выглядит обнадеживающе, а в действительности тысячи бродяг скитаются по Украине в поисках пропитания: кто-то просто роется на помойках и просит милостыню, а кто-то, кто еще покрепче физически, может быть способен и на ограбление.

Как становятся бомжами

Количество бомжей в Украине увеличивается. Одна из причин - власть не в состоянии обеспечить людей работой и жильем, дать им какую-то надежду в жизни. Из-за такой «безнадеги» многие украинцы впадают в депрессию и опускаются на социальное дно. Чтобы прожить, не имея работы, продают все, что есть в доме, морально деградируют, а в итоге и пропивают свои квартиры, пополняя армию бездомных. Этих людей можно, конечно, упрекнуть за слабость характера. А как относиться к тем, по чьей вине человек потерял работу, а потом и жилье?

Есть категория бездомных, причем большая их часть, - это бывшие заключенные, которые не хотят фигурировать в любых списках. Они предпочитают оставаться незаметными и получать помощь не от государства, а от благотворительных и религиозных организаций.

Впрочем, государство с помощью особенно и не спешит. Как было сказано на недавнем совещании Луганского областного оперативного штаба по координации действий, связанных с социальной защитой бездомных граждан и беспризорных детей, бюджетных средств едва хватает, чтобы обеспечить оформление документов бездомным.

Самая же болезненная для общества категория бездомных – это беспризорные дети.

В последнее время среди бомжей нередко можно увидеть совсем маленьких детей. Бомжи постарше заставляют их попрошайничать, так как малыши вызывают больше жалости у прохожих. Естественно, по законам жестокой жизни улиц, «выручку» у младшей категории отбирают, а общак тратится на покупку сигарет и «дури».

Многие по-старинке нюхают клей. Среди таких детей часто распространены чесотка, туберкулез и даже венерические заболевания. И хотя во время рейдов, проводимых милицией, часть беспризорников удается найти и отправить в приюты, детдома, интернаты, то, как правило, долго они там не задерживаются. Законы улицы жестоки, но там – больше свободы. Хотя и приходится страдать от взрослых бомжей и подвергаться многим другим опасностям. Известны случаи, когда маленьких бродяжек используют, снимая их в порнороликах. А недавно в соседнем с нами Донецке предприимчивые «дяди» пытались продать мальчика-беспризорника за $ 30 тыс. «на запчасти» - как донора для пересадки органов.

Бытует мнение, что бомжей не стоит жалеть, мотивируя такое отношение тем, что они сами выбрали такой путь. В некотором смысле это так. Но когда речь идет о детях, которые оказались на улице только потому, что родились у непутевых родителей, которых они не выбирали, то вины их в том нет.

Известный в квартале Солнечном персонаж по имени Юра также родился в семье алкоголиков. Сейчас у него нет родителей. Юре 21 год, но выглядит на все 40. На просьбу назвать свою фамилию, на лице тут же появилась мученическая гримаса от вынужденной работы мысли – парень так и не вспомнил ее. Молодой человек, который по всей вероятности родился здоровым, теперь - безнадежный маргинал, полностью деградировавший. Голодный, грязный, одет в детские вещи… Кто виноват в том, что тысячи таких Юр живут на наших улицах? Они сами? Родители? Общество? Государство? Возможно, все вместе взятые. Как это изменить? Прежде всего, нужно что-то менять в головах, в системе ценностей. Можно изучить опыт других государств, ведь бездомные люди – это проблема международного масштаба.

Вот, к примеру, в Беларуси созданы специальные центры, где бомжи получают работу, жилье и реальный шанс вернуться к нормальной жизни. Там власть работает на результат, а не «для галочки». И сейчас на белорусских улицах бродяг, бездомных, нищих практически не встретишь. Может, потому что там государство и власть немного по-другому относятся к своему народу?

Труднее всего полюбить того, кто больше всех в этом нуждается

На содержание приюта, который должен был работать в Луганске, а также на пункты обогрева и питания в осенне-зимний период, денег нет, поэтому заботу о бомжах в холодное время года возьмут на себя благотворительные и религиозные организации, православные и альтернативные конфессии, фонды, которые мобилизуют население пожертвовать продуктами питания, теплой одеждой для нуждающихся.

Такой опыт есть и в Луганской области. В Северодонецке, Алчевске, Лисичанске при православных и протестантских храмах созданы пункты питания и обогрева для бомжей. А в Попасной планируется открытие отделения на 25 мест по типу хосписов, с отдельным выходом из каждой палаты, - тоже для людей без определенного места жительства.

Но это – планы, а помощь этим несчастным людям нужна уже сейчас. И этих людей не десять человек и даже не 120, - именно такое число официально зарегистрированных бездомных, скитающихся по улицам Луганска, назвал заместитель губернатора Александр Ткаченко на совещании. По данным неофициальным, которые были собраны благотворительными организациями, кормящими бомжей, в течение прошлой зимы в областном центре бездомных людей до 10 тысяч! Правда, в эту категорию включили не только бомжей в привычном для нас понимании, но и тех, кто живет в аварийных, не отапливаемых домах.

Характерно, что по-настоящему жалеют этих людей немногие. Как правило, в конфессиях, если и оказывают им помощь, то с миссионерской целью приобщить лишнего человека к своему кругу. Властям же нужно убрать бомжей с глаз долой, чтобы глаза не мозолили и не позорили город своим видом, а также с целью их изоляции из соображений профилактики всевозможных эпидемий. Поэтому ночлежкам отводится именно эта функция – препятствие распространению инфекций. Для Луганской области это актуально, ведь по заболеваемости туберкулезом мы занимаем лидирующие позиции в стране. Такое отношение властей к проблеме является вполне рациональным. Но, говоря о жалости к этим людям, не имеется в виду культивация массовой любви к людям, на которых-то и смотреть неприятно. Жалость – дело сугубо индивидуальное. У кого-то может быть и сожмется сердце при виде несчастного маргинала, и получит он свой «медяк» или кусок хлеба при этом, но любовь не в этом, а в том, чтобы дать этому убогому возможность снова почувствовать себя человеком.

Подготовила Влада ГРОМОВА