09 ноября 2010

«ЯМА» - ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ АЛЕКСАНДРА КУПРИНА

Будни публичного дома, его обитательниц и гостей выписаны русским классиком без прикрас. Вот уж где не до восхищения. Скорее, хочется стиснуть зубы до скрежета или просто плакать от «созерцания» такой перевернутой с ног на голову жизни. Девушки из «Ямы» вызывают и жалость и отвращение одновременно, читать об их грустных приключениях, мелких интрижках противно. Ни о каком восхищении и речи не могло бы быть. 

«Яма» Александра Куприна – произведение особое. Жизнеописание проституток, пребывающих в царстве разврата и полного бесправия, требует тонкого подхода, мастерства художественного слова для того, чтобы читатель сумел увидеть не грязную поверхность проблемы, а ее суть, задуматься и, быть может, переоценить отношение к людям и явлениям, традиционно осуждаемым обществом.

Но Куприн ведь потому и считается классиком, что его слово влияет на умы. Вот и рассказанные им истории о судьбах падших женщин в повести «Яма» отражены со свойственной писателю деликатностью, умением проникать в самые потаенные уголочки человеческой души. Произведение написано тонко, психологично, драматично, искренне и… страшно. Причем, весь ужас как раз и состоит в  том, что в описываемом нет никакого ужаса. И поэтому «Яма» воспринимается как очень скромная история, пожалуй, даже с некоторой долей романтики. Однообразные будни, которые иногда оживляют неожиданные события. И, как бы парадоксально это ни звучало, «Яма» -  одна из немногих книг о настоящей женской дружбе. Пусть несколько перевернутой, как и все в том неординарном, странном  мире, но все же искренней.

Не возникает ощущения прикосновения к чему-то «липкому» и после просмотра сценического воплощения повести в Луганском академическом областном русском драматическом театре.

Премьера спектакля «ЯМА» состоится 12 и 13 ноября. В нем задействованы заслуженные артисты Украины Евгений Кравцов и Полина Шкуратова, актеры Сергей Евдокимов, Иван Долгий, Светлана Степкина и другие, - всего переде глазами зрителя предстают более двадцати действующих лиц.

Жрицы или жертвы?

Секрет неиссякаемого читательского интереса к повести заключается не только в любопытстве, вызванном жизненными историями падших женщин, но и в необыкновенной трагической тональности этого описания, в глубокой тоске по чистоте любовных отношений.

Повествование об обитательницах публичного дома захватывает не только пикантностью темы, но и честной, неравнодушной и человечной позицией автора к судьбе девушек, которых обстоятельства завели в жизненный тупик.

Некоторые критики утверждают, что прототипом одного из героев повести (репортера) является сам автор, который, по сохранившимся свидетельствам   его знакомых, навещал подобные заведения.

В центре произведения - две сюжетные линии: история попытки превратить проститутку в «человека» одним студентом; и история Женьки — проститутки, заразившейся сифилисом, которая мстит всем мужчинам, не предупреждая их о своем недуге. Ее месть страшна и разрушительна: она намеренно заражает всех своих клиентов. И в конечном итоге заканчивает свою жизнь сама. А ведь Женька - не только самый яркий женский образ повести, она - одна из самых колоритных героинь в русской литературе. Ее отчаянный, независимый  характер, благодаря которому при других обстоятельствах она могла бы многого достичь, стать счастливой и любимой, в той удушливой атмосфере, в которую «посадил» ее писатель, сыграл роковую роль.      

Сцена отпевания Женьки - один из самых трагичных и жутких до боли эпизодов повести. Кстати, по православным канонам самоубийц не отпевают, но, по-видимому, Куприну была настолько дорога его героиня, что он решил дать ей шанс получить прощение не на этом, так на том свете.

Попытка превращения проститутки Любки в «человека», которую затеял благородный студент, также трогательна и не менее драматична. Порывы его души были настолько чисты и искренни, насколько и скоротечны. Лучше сделать дело, чем сидеть с колбасой на кухне и разговаривать о жизни проституток — такой была его цель, таким был мотив его отношения к Любке. Но, забрав девушку из публичного дома, он практически сразу понял, насколько он поспешил…

Черно-белая «Яма» Евгения Морозова

Постановщик спектакля «Яма» на сцене русской драмы в Луганске  - киевский режиссер Евгений Морозов - сумел передать атмосферу произведения в гармоничном сочетании образов, цветового решения костюмов и декораций, музыки, а некоторые корректировки содержания первоисточника лишь добавили драматургической привлекательности спектаклю. К примеру, Морозов полностью исключил одного из ключевых персонажей повести, но спектакль не пострадал от этого, атмосфера «Ямы», ее идейная и эмоциональная составляющие были сохранены. Есть в спектакле сюжетные моменты, которые являются целиком режиссерской находкой. Так, одним из наиболее сильных моментов постановки является совершенно неожиданное появление в финальной сцене десятилетней девочки. Зачем и в каком качестве она является, пока умолчим, оставим это на суд зрителя.

И все же главная задача, которую ставил перед собой режиссер, - не внешний наряд спектакля, хотя и в этом все продумано до мелочей: реквизита и декораций на сцене минимум, все в черно-белом цвете. Белые фонари, белые скамейки, белые кружевные рубахи на девушках, а под скамейками - иконы… Каждая деталь - символ. Каждое слово - гвоздь, вколоченный в сознание.

Искренность и лицемерие, порок и целомудрие, преданность и предательство переплетаются и затягивают зрителя в сложный многогранный мир человеческих отношений, в котором нет места надежде. Девушки, которые однажды оступились, став на путь «коммерческой любви», лишены  возможности вернуться к нормальной человеческой жизни, общество не примет их, отверженных, не уравняет их в социальных правах с обычными людьми, - таким показан мир «Ямы» в постановке Евгения Морозова. 

Меняется общество, его взгляды на жизнь, мораль. Мало кого пугают понятия «блуд», «грех». Торговля телом стала бизнесом, который никого уже не шокирует, потеряли моральную ценность такие добродетели, как невинность и целомудрие, количество связей также перестало иметь значение. И все же тех, у кого подрастают дети, тех, кто сам только начинает взрослую жизнь, да и просто неравнодушных людей не может не волновать эта тема.

Как бы низко ни пали нравы в обществе, все же некоторые критерии оценки поведения людей остаются неизменными, и тем, кто однажды стал на «кривую» дорожку, обратно, к чистой и светлой жизни дороги уже не найти. Уверена, что история, которую рассказал Александр Куприн, а оживил на сцене русского драмтеатра Евгений Морозов, никого не оставит равнодушными - ни тех, кто так или иначе причастен к этой теме, ни тех, кто далек от нее. По голове получат все.    

 

Татьяна ПОКРОВСКАЯ