16 ноября 2010

ПОГРЕБЕННЫЕ ПЕНСИЕЙ

Кто придумал пенсии?

В России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. Пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу, по «благоустремлению верховной власти» могла быть назначена премия по старости. В случае смерти офицера его вдове или сиротам также предусматривалось содержание, и это содержание было безусловным и обязательным к выплате для всех иждивенцев или членов семьи, имевших доход меньше того, что приносил погибший кормилец.

Начинания Петра I в свое время были одними из самых передовых в Европе, однако дальнейшие реформы шли не так успешно. Пенсионная система, охватывающая всех государственных служащих, сложилась в России только во второй половине XIX века. Так, согласно данным обзора «Пенсионные накопления в дореволюционной России» Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, с 1853 г. по 1868 г. было произведено 127965 пенсионных назначений на 16 млн. 493 тыс. 391 руб. 71 коп. В 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году уже на 2,5 служащих, а в 1868 году - на одного служащего. То есть, уже тогда Российская империя столкнулась с одной из самых серьезных проблем пенсионной системы, которая весьма актуальна и сегодня, - высокое финансовое бремя, создаваемое перераспределительным механизмом, когда пенсионные выплаты формируются за счет доходов работающих. Эта проблема приводит к тому, что государство вынуждено либо сокращать число получающих пенсионное обеспечение (например, за счет подъема пенсионного возраста), либо уменьшать размеры пенсионных выплат.

Интересная и комфортная работа… до гроба

С наступлением кризиса проблема пенсионной реформы стала не только перед странами бывшего СССР, но и Европейским Союзом. На пенсионное обеспечение Украина тратит 18 процентов своего ВВП. По мнению экономистов, это очень много. Такие страны Европы как Франция или Германия пошли по пути увеличения пенсионного возраста. Во Франции максимальный возраст выхода на пенсию составил 62 года, в Германии – 67.

Страны Европы стоят перед выбором: увеличить налоги и взносы по социальному страхованию или сократить государственные пенсии. По статистике, если сегодня лица старше 65 лет составляют 16% населения Европы, то, согласно последнему демографическому прогнозу ООН, к 2030 году их количество возрастет примерно до 25%, а к 2050 году — до 28%!

В настоящее время в Европе на одного человека старше 65 лет приходятся более четырех человек работоспособного возраста. К 2050 году этот показатель упадет до 2,4 человека в Великобритании и до 2,3 — во Франции. Наибольшую опасность демографические проблемы представляют для Германии и Италии. В этих странах, по оценкам экспертов ООН, к 2050 году на одного пенсионера будут приходиться соответственно 2 и 1,5 человека работоспособного возраста.

Поэтому вне зависимости от кризиса на уровне ЕС было подготовлено концептуальное решение отменить к 2020 году во всех странах Евросоюза право досрочного выхода на пенсию; увеличить показатель занятости среди людей старше 50 лет до 55%; а также согласовать свою политику выплаты пенсионных пособий с демографическими изменениями и увеличением фискально-бюджетной нагрузки.

Автор концепции, немецкий депутат Томас Манн, представляющий крупнейшую в Европарламенте группу Европейской народной партии, уже предложил новый вариант уважительного отношения к старости: создание на предприятиях специальных «коллективов для сеньоров (пожилых)» и отмену возрастных лимитов для отдельных профессий.

Так что пасторальные картинки беззаботной жизни европейских пенсионеров для нынешнего поколения, похоже, заканчиваются. Вместо кругосветных круизов и кружков по интересам — интересная и комфортная работа… до гроба.

«Фигвам» в отдельно взятой стране

Есть и вовсе радикальные взгляды на решение проблем с пенсиями. Одна из таких идей (кстати, реализованная на практике) – это отмена пенсий вообще. Покойный  туркменбаши в начале 2006 года подписал новый закон о пенсиях, по которому полностью прекращена выплата пенсий инвалидам, бывшим колхозникам и другим категориям пожилых людей. Этот документ также обязывает «удержать излишне выплаченные суммы», то есть старики обязаны вернуть государству выплаченные ранее им деньги.

В результате реформы более 100 тысяч пенсионеров остались без средств к существованию. Более 200 тысяч пенсионеров лишились большей части своих пенсий, а инвалиды оказались без пособий.

Январь 2006 года в Туркмении запомнят надолго. Этот месяц стал последним в жизни многих стариков и старух. Они падали в обморок, их настигал инфаркт, они умирали прямо в почтовых отделениях, банках и собесах, когда узнавали, что у них отобрали, у кого полностью, у кого частично, пенсию.

Далее  в Туркмении был принят закон, согласно которому пожилых людей должны будут кормить их взрослые дети. В противном случае пенсионерам предложат сдать жил- площадь и переселиться в дома престарелых. По закону пенсии не должны получать те, у кого есть дети старше 18 лет.

Известный знаток, политический эксперт и жертва перманентного спермотоксикоза Анатолий Вассерман, решив, что опыт Туркмении вполне годится для России и Украины, объявил себя сторонником отмены пенсий, считая, что этот шаг способен исправить демографическую ситуацию. Несмотря на эксцентричность этого взгляда,  в нем есть некоторая доля логики. Одной из причин быстрого роста населения в Китае была повальная бедность и нищета, а также отсутствие… да именно их – пенсий. Родители старались иметь как можно большее количество детей, считая, что чем больше детей, тем выше шанс на то, что кто-либо из чад выйдет в «люди» и сможет содержать состарившихся и беспомощных отца и мать. Однако, мы не Китай, и часто-густо родители как могут помогают своим уже взрослым детям, а не наоборот, и отмена пенсий приведет не к повышению численности населения, а к еще более ускоренным темпам его вымирания.

***

Следует признать, что существующая пенсионная система не отвечает ни потребностям общества, ни экономическим целям государства. С  другой стороны, ни урезание пенсий, ни повышение пенсионного возраста проблемы не решают. Например, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов считает: «Повышение пенсионного возраста нельзя считать реформой. Поскольку это не меняет сути пенсионной системы и не решает ее проблем». Есть ли альтернатива всем вышеперечисленным путям пенсионной реформы? Внятного ответа на этот вопрос пока что как не было, так и нет.  

 

Подготовил Петр АВВАКУМОВ