30 ноября 2010

СОВЕТСКИЙ АМЕРИКАНЕЦ

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО

На заре индустриализации СССР не гнушался открыто заимствовать новые технологии у Запада методом банального копирования. Известный «ГАЗ» - полуторка, например, был копией американского «Форда – Т», танк Т-26 – это британский «Виккерс», противотанковая пушка калибром 45 мм («сорокапятка») производилась по лицензии немецкой фирмы «Рейнметалл» и по конструкции практически совпадала с немецкой 37-мм пушкой и т. д. и т. п.  Неудивительно, что и «тридцатьчетверка» имела американского дедушку – танк инженера Кристи.

В 20-х – 30-х годах никакой «холодной воны» между СССР и США не было, более того в Америке довольно сочувственно относились к Советскому Союзу, не говоря уже о годах войны, когда даже Голливуд штамповал фильмы, в котором все советское представлялось не таким ужасным и монструозным, даже мягким и пушистым. Соответственно американцы в то время легко шли на военно-техническое сотрудничество с Советами.

В конце 20-х годов инженер Джон Кристи предложил для американской армии конструкцию быстроходного танка. Американцев танк не заинтересовал, зато вызвал живой интерес у советских специалистов, подписавших контракт с инженером, по которому он был обязан предоставить советской стороне два экземпляра своей боевой машины и уже в 1931 году танк Кристи под новым названием БТ-2 был запущен в производство.  На основе этого танка родилась целая серия: БТ-5, БТ-7, а также ряд экспериментальных машин.

Опыт применения БТ в войне в Испании показал недостаточную защищенность этих танков, в связи с чем советские конструкторы начали искать выход из положения. На основе конструкции БТ попытались создать машину с более мощными двигателем, вооружением и броней. Эта задача была поставлена перед конструкторами танкового завода в Харькове (официально он назывался паровозостроительным). Начиная примерно с 1937 года, велись работы над прототипами будущего Т-34. Помимо известного, как создатель «тридцатьчетверки» инженера Кошкина в работе над преемником БТ участвовали инженеры Морозов и Дик. В 1939 году опытные образцы под названием А-20 и А-32 прошли первые ходовые испытания. Советское военное руководство некоторое время колебалось, не зная какой из машин отдать предпочтение. Все решила советско-финская война, на которой экспериментальные машины имели возможность получить «обкатку» в реальных боевых условиях. В конце-концов военные остановились на А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Сам Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения.

КОНКУРЕНТ

Изначально Т-34 не задумывался как основная боевая машина Красной Армии. Так как в 1940 году стоимость Т-34 была очень высокой, он не подходил на роль самого массового танка. Таким образом, армия, по мнению ее высших чинов, нуждалась в более дешевой, а значит менее защищенной машине. Таким танком стал Т-50. Именно он должен был стать самым массовым советским танком. Как на конструкцию «тридцатьчетверки» повлиял американский танк Кристи, так и на Т-50 сказались особенности самой массовой машины вермахта Т-3.

Во время польского похода 1939 года Красная Армия сумела захватить повреждённый и брошенный солдатами вермахта немецкий танк Т-3, а в ходе последующего военно-технического сотрудничества с Третьим рейхом было достигнуто соглашение о покупке ещё одного танка. Обе немецкие машины были подвергнуты тщательному изучению, включая ходовые испытания и обстрел из 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 г. Результаты испытаний произвели очень большое впечатление на советское военное руководство — по уровню своей подвижности, защищённости и удобству работы экипажа немецкий танк был признан в СССР лучшим иностранным танком в своём классе. Было дано задание доработать проект нового лёгкого танка с учётом информации, полученной при изучении Т-3. В конце февраля 1941 года новый танк был принят на вооружение РККА под индексом Т-50, однако до 1942 года удалось выпустить всего 75 экземпляров.

Из-за эвакуационной неразберихи, начавшейся после того как немцы вторглись в глубину территории СССР, быстрого устаревания технических характеристик танка на фоне масштабной войны и гонки вооружений, появление более дешевых и технологичных образцов решили судьбу Т-50. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе. Тем не менее, обстоятельства сложились так, что место, которое готовилось для него, заняла «тридцатьчетверка». Вряд ли об этом стоило жалеть.

ОДНОКЛАССНИКИ

У союзников и противников СССР в войне существовали аналогичные по классу танки. У немцев это был Т-3, у американцев – «Шерман». Главное, что отличало американскую машину от Т-34 – это комфортные условия для экипажа: мягкие кресла, покрытые кожзаменителем, никелированные ручки, кондиционеры, достаточно большое пространство в боевом отделении. Советские танкисты, воевавшие на «Шерманах», вспоминали, что танк нельзя было оставлять с открытым люком, иначе пехота резала кресла себе на сапоги. «Шерман» отличался от «тридцатьчетверки» более мягким ходом и меньшим шумом. Пальцы, сцеплявшие звенья в гусеницах, в отличие от советских машин, были не стальными, а резинометаллическими. Это и обеспечивало меньший шум при движении. Правда, такие пальцы довольно быстро стирались и бывали даже случаи, когда целые подразделения простаивали сутками, заменяя истершиеся детали. К недостаткам «Шермана» можно причислить слишком высокий силуэт, что делало его хорошей мишенью, неудачное расположение центра тяжести из-за чего даже при преодолении небольшого препятствия танк переворачивался, разворачивался американский танк по-автомобильному, то есть не мог как тот же Т-34 сделать разворот на месте. Вообще немцы относились к «Шерману», как к противнику, весьма прохладно. В немецкой памятке для танкистов было написано: «Шерман является, это я говорю честно, спереди неопасным вовсе».

Немецкий Т-3 в Красной Армии даже пользовался определенным спросом. Из трофейных немецких машин охотно делали советские штабные машины. Легок в управлении, хорошая радиостанция, комфортные условия для экипажа – все эти свойства позволили советской армии использовать трофеи на широкую ногу. В РККА были даже целые батальоны, оснащенные исключительно Т-3. Позже на основе этого немецкого танка была создана самоходка СУ-76.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

На момент начала войны «тридцатьчетверок» в армии было не так уж много. Однако даже небольшого количества этих машин было достаточно, чтобы произвести впечатление на немцев.  Немецкий танковый ас Отто Кариус писал: «Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны…» Интересно, что главный законодатель «танковых мод» в вермахте Хейнц Гудериан вначале довольно скептически оценивал возможности советской боевой машины: «…танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков». Впрочем, в этом высказывании, скорее, отразилось оптимистическое настроение Гудериана в связи с успешным наступлением немцев, позже он резко изменил свое мнение.

Пожалуй, самым большим «комплиментом» Т-34 со стороны немцев было распоряжение Гитлера, отданное немецким инженерам: полностью скопировать советскую машину и поставить на серийное производство. Однако, не срослось. Тот же Гудериан объяснял это так: «Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важных деталей Т-34, особенно алюминиевого дизельного мотора. Кроме того, наша легированная сталь, качество которой снижалось с отсутствием необходимого сырья, также уступала легированной стали русских». И все же советский танк оказал прямое влияние на танкостроение Третьего рейха. Если посмотреть на контуры и вооружение таких немецких машин как «Пантера» или «Королевский тигр», то сходство видно невооруженным глазом.

В 2007 году, согласно экспертному опросу, Т-34 был признан лучшим танком двадцатого века. Однако, как и всякий механизм, «тридцатьчетверка» не была лишена и недостатков. Танкисты отмечали довольно слабые гусеницы, которые можно было перебить любым снарядом, часто при преодолении рвов машина зарывалась носом в землю и т. д. Американцы, проводившие испытание Т-34 и КВ на своем полигоне, подметили, что двигатель советской машины собран настолько плохо, что тех, кто его сделал можно заподозрить в намеренном вредительстве. Неважным было и управление: чтобы передвигать рычаги механику-водителю требовались большие усилия. Правда, на КВ дела обстояли еще хуже и нередко танкисты, чтобы переключить рычаг, били по нему кувалдой. Американцы удивлялись как экипаж советского танка мог уместиться и нормально работать в таком тесном пространстве, особенно в зимней одежде. Позже на модернизированном Т-34-85 был увеличен погон башни, таким образом пространство для экипажа несколько увеличилось. Недостатком было и то, что баки с горючим у Т-34 находились в боевом отделении и при попадании в баки снаряда или осколка экипаж сгорал. Отсутствовали нормальные приборы внутренней связи, поэтому командир машины, подавая команды водителю, просто пинал его ногой: пинок в левое плечо – поворот налево, пинок в правое – направо и т. п. 

Кроме того, Т-34 обладал важным недостатком всех советских танков довоенной поры: командир экипажа помимо своих прямых обязанностей, выполнял функции заряжающего или наводчика. Это отвлекало его от исполнения своих прямых обязанностей и от наблюдения за положением на поле боя. Например,  в немецких танках было обязательным условием, чтобы командир имел возможность заниматься исключительно своими функциями. По этой причине немцы почти не использовали неплохие трофейные французские танки, так как они не соответствовали данному требованию. Вообще на момент начала войны «тридцатьчетверка» была еще довольно сырой машиной и конструкторам было над чем поработать.  

Идеальных механизмов, в том числе, когда речь идет о танках, не бывает. Например, считающийся на сегодняшний день лучшим танком американский «Абрамс» показал себя во время войны в Ираке с            неожиданно плохой стороны. Это касается как ходовой части, так и защиты. Вопрос преимущества той или иной машины, видимо, решается соотношением как плохих, так и хороших качеств и в конструкции «тридцатьчетверки» достоинства явно перевешивали недостатки. Иначе немецкий генерал фон Меллентин никогда бы не написал: «Русские конструкторы танков хорошо знали свое дело. Они сосредоточили все внимание на главном: мощи танковой пушки, броневой защите и проходимости. Во время войны их система подвески была намного лучше, чем в немецких танках и танках других западных держав...» Лучше похвалы, чем похвала противника, наверное, трудно придумать.

 

 

 

Подготовила Аврора КРЕЙСЕР