30 ноября 2010

СУПЕРМАРКЕТ КАК ЗОНА СИСТЕМНОГО ОБМАНА

А НУ-КА ОТНИМИ

Как известно, супермаркет начинается с камер хранения, представляющих собой либо шкафчики, которые можно открыть ногтем, либо ячейки, охраняемые «гардеробщицами». И то и другое к надежности не имеет никакого отношения.

Поэтому если охрана заставляет вас сдать сумку или пакет в камеру хранения, делать это вовсе не обязательно, вы имеете полное право передвигаться по супермаркету со своим «багажом», ведь в каждом супермаркете установлена надежная система видеонаблюдения, которая позволяет отследить и предупредить хищения. А если у вас нет такой цели, то никто не может запретить вам войти в магазин с сумкой. Если это солидное, уважающее себя заведение, то против этого никто возражать не будет. 

Один мой коллега рассказал случай из собственного опыта. Он отказался оставлять свой рюкзак в камере хранения супермаркета, замки которой символичны. Представителям службы охраны магазина он мотивировал свой отказ тем, что у него в сумке дорогостоящая аппаратура. В ответ услышал: «Проходите в торговый зал, но покажете содержимое сумки при выходе». Он возразил и сказал, что против обыска, что это вторжение в частную жизнь, что на проведение подобного действа нужны определенные санкции. Тогда несговорчивому покупателю очень вежливо предложили пройти в другой супермаркет и там отстаивать свои гражданские права. 

Другой мой коллега, одесский, поделился информаций о том, как в его городе решается эта проблема. Так, в ряде одесских супермаркетов для тех, кто пришел в магазин со своим «багажом», предусмотрены помимо традиционных корзин и тележек специальные холщёвые сумки. В такую сумку в присутствие охраны покупатель кладет свои вещи, туда же во время хождения по супермаркету «загружает» и покупки. Фишка такой сумки в том, что класть в нее можно все, что угодно, а вот вытащить ее содержимое можно лишь у кассы. Таким образом, сумка покупателя при нем, и остается неприкосновенной. В то же время супермаркет защищен от хищений, - покупатель лишен возможности проникнуть в супермаркетовский рюкзак до того, как начнет расплачиваться.    

Дураки, дороги и… воровство

Как отвести двойной удар

Если говорить о наших бедах, то их гораздо больше, чем те две, о которых упоминал классик. Как это ни печально, но приходится признать, что воровство тоже наша национальная черта.

Воруют везде, воровали всегда, наши люди в этом похожи. Во многом это происходит еще и потому, что в нашей стране не действует принцип «неотвратимости наказания». Как, например, в Европе.

И снова воспользуюсь информацией из рассказа еще одной журналистки, моей приятельницы, несколько лет назад эмигрировавшей в австрийский Фаральберг, где живет и здравствует по сей день. На фоне ее восторженных повествований об истинной цивилизации, один эпизод показался весьма обидным… за державу. По ее словам, в большинстве супермаркетов города у входа висит три неоновых вывески с одним и тем же текстом: «Уважаемые посетители! В нашем заведении отлично работает система видеонаблюдения, так что не пытайтесь вынести наши товары, предварительно их не оплатив». Тексты эти написаны на турецком, русском и украинском языках. Это говорит о том, что именно владельцы данных языков чаще всего ловятся за руку там, в магазинах туристического Фаральберга.    

У нас же ситуация отягощается тем, что воруют не только покупатели в магазинах, но и все, кто может и хочет это делать. А хотят и могут многие. К примеру, работники тех же супермаркетов.

Существует, к примеру, практика двойного пробивания на кассовом аппарате одного и того же товара. Поэтому покупателю нужно следить за тем, что происходит у кассы.

Если вы обнаружите, что кассир пробил товар два раза, то это легко исправить, следует лишь указать на лишний предмет в чеке, вам вернут деньги и обязательно попытаются заверить, что это произошло ошибочно, а не оттого, что кто-то хотел вас обмануть.

Особенно бдительными нужно быть в случае, если вы делаете большие закупки, если в вашей тележке товаров целый воз.

Может возникнуть вопрос, как кассир себе деньги возьмет? Ведь если пробито два товара, то и оплачено два? Все просто: он потом может себе взять товар, за который клиент дважды заплатил. Такие случаи известны. Правда, к себе в сообщники кассиры брали мерчандайзеров (специалистов по декоративной выкладке витрин и полок товаром) либо договаривались со старшими по полке, - экономия на продуктах питания все же неплохой прибавок к семейному бюджету.  

Есть еще несколько схем воровства, когда кассир ворованные при обсчетах деньги сначала кладет в кассу, а потом сбрасывает подошедшим купить жвачку знакомым в качестве лишней сдачи. Через просмотр записи камер не всегда это можно увидеть. Попадаются только те, кто под колпаком и его конкретно «пасут».

Следующая фишка. Товар предыдущего покупателя вбивается в чек последующего. Скажете, это невозможно? Но с нашей-то национальной творческой фантазией… В подтверждение этого еще один случай из жизни. Девушка набрала много товара в корзину, а перед ней в очереди стоял покупатель с одним журналом. И кассир пробила его журнал, а чек его не закрыла. Затем покупки девушки добила в его чек, то есть, первая позиция в чеке девушки - журнал предыдущего покупателя. Видимо надеялась, что разницу в 15 грн покупательница не заметит. Хорошо, что девушка оказалась глазастой и сразу заметила лишнее наименование в своем чеке. А ведь большинство из нас не обращает внимания на записи в чеках, и сразу после выхода из супермаркета мы выбрасываем их. И все же расставаться с этими казалось бы ненужными нам бумажками стоит, если мы уверены, что перечень товаров, нами приобретенных, совпадает с их перечнем в чеках. Здесь уж, как говорил писатель: «Люди… Будьте бдительны!»    

Не навреди!

Торговля – школа обмана?

Ох, если бы бизнесмены продовольственного звена хотя бы иногда брали на вооружение постулат, который предназначен для людей самой гуманной профессии, то питаться продуктами из супермаркетов было бы намного безопаснее. Брынза не была бы (совсем по-булгаковски) зеленого цвета, в банке с оливками не плавали бы черви, а полуфабрикаты бы не пахли всем содержимым холодильника. И это в лучшем случае.

Продукты питания имеют свойство быстро приходить в негодность, и если они в короткие сроки не раскупаются, то это приносит убытки тому, кто ими торгует. Поэтому если выбирать безопасность для здоровья покупателей и безопасность собственного кармана, то предприниматель выберет, конечно, свой кошелек.  

К примеру, существует практика, когда в супермаркетах сроки годности перебивают и продлевают. По информации бывших сотрудников луганских супермаркетов, работников продуктовой сети принудительно (причем, не только менеджеров, но и бухгалтеров, экономистов, юристов) периодически привлекали к массовому «перебиванию» сроков годности на продуктах питания.

Есть еще один способ владельцам супермаркетов заработать на просроченных продуктах. Это приготовление всевозможных салатов, которые, кстати, источают вполне аппетитный аромат, внешне также выглядят привлекательно и пользуются достаточно высоким спросом у покупателей.     

Какие еще способы обмана покупателей используются в супермаркетах? Это некоторые маленькие секреты продавцов во время взвешивания товара. Так, путем нескольких манипуляций с современными весами продавцы заранее вводят лишний вес продукта (от 50 до 300 граммов) в зависимости от вида товара. Здесь играет роль то, что весы – это еще и калькулятор. Совет: при взвешивании надо обращать внимание на то, чтобы на весах горели нули, и чтобы вес обязательно набегал с нуля.

Есть и некоторые психологические приемы и наблюдения. Человека легче объегорить, если он уставший или… подшофе. Когда эти состояния свойственны людям? По пятницам и субботам вечером. Конец рабочей недели, народ идет домой уставший или уже подвыпивший. А тут еще и в супермаркетах кассы через одну закрыты на «технический перерыв», что думается тоже не случайно… Просто грех не «развести» народ. 

Поэтому в эти дни и в это время надо быть особенно внимательными, проверять чеки, следить за действиями продавцов, взвешивающих товар, не лениться читать сроки годности товаров и оценивать их внешний вид, запах и т.п. 

Из всего вышесказанного можно резюмировать следующее:

1. Будьте особенно внимательными, если перед вами на кассе была совершена особо малая покупка (1-2 товара).

2. Если вы не пользуетесь дисконтными картами и не отказываетесь от товара, а при вас кассир кричит «Охрана! Отмена!», то можете сразу звать менеджера. Предыдущий заказ точно не был сброшен.

3. Очень внимательно изучайте чеки на предмет наличия знака умножения. Добавление экземпляров товара - еще один метод  обмана  покупателей.

4. Не забывайте смотреть на цифры на кассе (обычно монитор продавца прекрасно виден покупателю). Перед вашим товаром там должен появиться ноль.

5. Перед тем, как подойти к кассе, хотя бы приблизительно посчитайте стоимость товара. Ведь чек вам дают после расчета, в это время уже считают следующую покупку, такой момент уже не лучший для выявления  обмана. А вот момент, когда вам называют цену, и она почему-то на 5-10 гривен отличается от того, что вы насчитали, оказывается лучшим для предъявления претензий. И не спешите платить деньги. В худшем случае вы можете просто отказаться от товара, оставить его на кассе и покинуть магазин.

Вместо послесловия

Во время подготовки этого материала я поделилась своими наблюдениями с друзьями, супружеской четой, у которых есть маленькая дочь… Отец благородного семейства, который до этого, делая покупки в супермаркетах и не обращал внимание на чеки, отправился с дочерью в магазин, чтобы купить ей игрушку, и ради интереса решил проверить ценовое соответствие между ценой на товаре и на кассе. Кукла, на которой остановила свой выбор малышка, стоила 35 гривен. А на кассе пробили 46 гривен. Внушительная разница. А когда ему с большим трудом удалось встретиться с администратором, то продавец, которую также пригласили для беседы, заикаясь и извиняясь ,сообщила, что цена, дескать, повысилась (на 11 гривен!), просто ценник забыли поменять. Обман ли это или недоразумение, но инцидент имел место быть. Так что и Вы, дорогой наш читатель, настраиваясь на шоппинг, не теряйте бдительности.

Татьяна ГЛЕБОВА

 

Татьяна ГЛЕБОВА