07 декабря 2010

ОЛЬВИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Cвязанные одной цепью…

Увлечение археологией сродни увлечению альпинизмом или дайвингом в том плане, что не бывает временным, это занятия, которые становятся, если не делом жизни, не профессией, но емкой частью бытия, неотъемлемой и постоянной его частью.     

Научными исследованиями древней Ольвии, города-государства, который просуществовал почти тысячу лет (6 век до н.э. – 4 век н.э.,  расположен на месте современного села Парутино Очаковского района Николаевской области), активно занимались и луганские экспедиции. В их состав входили преподаватели и студенты Луганского государственного педагогического института имени Тараса Шевченко (ныне Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко). На руинах Ольвии «выросло» несколько поколений исследователей прошлого. За время раскопок было сделано много  открытий, но что не менее важно – люди, которых объединяла общая цель, общие интересы, стали близкими по духу и по жизни. Там, на остатках древнего государства, создалась иная страна – ольвийское братство, со своими обычаями, традициями, своей культурой, фольклором. Эта страна, ее особая романтическая атмосфера были воссозданы в образах и сюжетах авторских песен дружной команды луганских археологов. Самые лучшие из музыкальных творений авторов, участников ольвийских отрядов, вошли в песенный сборник, презентация которого прошла 3 декабря в концертном зале ЛГИКИ. 

Альбом называется «Ольвию нам не забыть…». В него вошли 22 песни, среди которых «Могучий древний град», «Суета», «Ольвийское братство», «Нечаянный роман», «Дождь» и другие. Идея проекта принадлежит Валерию Филиппову, продюсер проекта – Оксана Болотская. Содействие в выпуске диска оказал министр Труда и социальной политики Украины Василий Надрага, который сам является ветераном ольвийских отрядов.

Уникальность диска состоит в том, что песни, вошедшие в сборник, универсальны, они понятны и близки по своему содержанию, духу и мелодике каждому, кто чувствует себя романтиком.  Таким же романтиком, какими в душе остаются на всю жизнь участники ольвийских отрядов из Луганска.

Вечер собрал немало известных луганских авторов и исполнителей. На сцене звучали голоса Стеллы Зубковой и Дины Ибрагимовой, Михаила Максимова и вокальных коллективов участников раскопок. Особую атмосферу в зале создавала ольвийская хроника, которая была представлена в виде слайд-шоу и видеосюжетов с места раскопок, а также хореография коллектива «Родослав», воссоздавшего танцевальные движения в греческом стиле.

К собравшимся обращались «вожди» исторического факультета, которые в этот день вовсе не были похожи ни на строгих педагогов, ни даже на солидных ученых мужей. Они были просто частью общей истории раскопок Ольвии, частью команды, они были людьми, причастными к восстановлению картин древнего города. Рассказывали интересные истории, происходившие во время раскопок, вспоминали о традициях, зародившихся в Ольвии, предлагали зародить новые традиции. Так, ветеран ольвийских отрядов Сергей Харченко предложил каждый год собираться всем вместе для того, чтобы представлять новые песни об Ольвии.

Был такой счастливый город

Ольвия (в переводе с древнегреческого «счастливая») - античный рабовладельческий город-государство, который был расположен на правом берегу Бугского лимана; другое название — Борисфен (от греческого наименования реки Днепр). Остатки древнего города расположены около современного села Парутино Очаковского района Николаевской области.

По мнению большинства экспертов-археологов (есть позиции, согласно которым Ольвия была основана на землях, обжитых за 200 лет до нее), Ольвия  возникла в начале 6 в. до н. э. Первые ее жители - выходцы из греческого г. Милета.

Ольвии принадлежали земли на обоих берегах Бугского лимана со многими сельскими поселениями. Само маленькое государство располагалось на двух речных террасах (Верхний и Нижний город) и в период расцвета (5—3 вв. до н. э.) занимало площадь около 50 га. Город был окружен каменной оборонительной стеной с башнями, в южной части находилось дополнительное укрепление — цитадель. Ольвия была распланирована на прямоугольные кварталы прямыми улицами; в центре Верхнего города находилась агора — торговая площадь, служившая и общественным центром, и теменос — священный участок с храмами и алтарями; в Нижнем городе располагались ремесленные кварталы и порт. Были развиты металлообрабатывающие, керамическое, ювелирное и другие ремесла, обслуживавшие городской рынок и соседние скифские племена, находившиеся с Ольвией в торговых отношениях. От них Ольвия получала скот, хлеб, кожи и другие продукты, которые она вывозила в Грецию, а также рабов. Из греческого государства также привозились вино, оливковое масло, керамические и металлические изделия, предметы искусства и роскоши. В Ольвии выпускалась серебряная, медная, а иногда и золотая монета. Верховная власть принадлежала народному собранию и выборному совету, исполнительную власть осуществляли коллегии ежегодно сменяемых выборных чиновников — архонтов, стратегов и др. Ольвия проводила самостоятельную внешнюю политику, имела со своей метрополией — Милетом - специальный дружественный договор. В 331 до н. э. Ольвия вместе с соседними скифами отразила нападение Зопириона — полководца Александра Македонского. Во 2-й половине 3—2 вв. до н. э. Ольвия переживала глубокий кризис, связанный с общим кризисом полисной системы и с активизацией враждебности окружающих племён. Во 2 в. до н. э. попала в зависимость от царя крымских скифов Скилура. После разгрома скифского царства, в конце 2 в. до н. э. вошла в состав державы Митридата. В середине 1 в. до н. э. город был разрушен племенами гетов. Восстановленная Ольвия первых веков н. э. была гораздо меньше и не играла прежней роли. Во 2 в. н. э. в Ольвии был поставлен римский гарнизон, а в начале 3 в. город был включен в состав римской провинции Нижняя Мёзия.

Жизнь в Ольвии прекратилась, видимо, в 4 в. н. э. Это происходило постепенно. Окончательно древний город-государство угас к третьей четверти 4 в. Причины этого, скорее всего, связаны с экономическим положением Ольвии. Лишившись обширной сельской округи, Ольвия предпринимала попытки перестройки экономики на основе преимущественного развития ремесла. Однако успехом они не увенчались. Возможно, ремесленникам (прежде всего кузнецам и гончарам) было выгоднее селиться среди непосредственных потребителей товара, т.е. на черняховских поселениях, где фиксируется наличие какого-то количества греческого населения. Так завершилась почти тысячелетняя история античной Ольвии.

Археологические исследования древнего города и окружающего его могильника эпизодически проводились в 19 веке, систематически ведутся с 1901 (наиболее значительными были раскопки Б. В. Фармаковского в 1901—15 и 1924—1926). Территория Ольвии объявлена заповедником.

 

Подготовила Татьяна ГЛЕБОВА