21 декабря 2010

Ольга КУШНАРЁВА: «ДОРОГА ИНОГДА СНИТСЯ НОЧАМИ»

ГОСПИТАЛЬ, СТАЛЬЦЕХ И ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

Ещё девчонкой Оля около года проработала в госпитале, открывшемся в их селе после прихода Красной Армии. Стирала бинты, убирала, помогала санитаркам и медсёстрам. А уже в 1944 году пошла работать в сталелитейный цех Ворошиловградского паровозостроительного завода стерженщицей. Работа тяжёлая, рассчитанная на выносливых и сильных. Такой и оказалась Оля, которая с гордостью приносила домой огромный по тем временам паёк хлеба – целый килограмм. Но, как сказано, в Библии, всё проходит, всё меняется. За любовь к святой книге, за нескрываемую религиозность в 1950 году её уволили с завода. Было и такое. Расстраиваться и горевать – не в её характере. Не зря, видно, в юности цыганка ей нагадала дальнюю дорогу. Она стала железнодорожницей. Проводницей. После курсов работала сначала на пригородных поездах, а потом – долгие годы на маршрутах Луганск – Киев, Луганск- Харьков. Работала в паре с любимой подругой Катей Годепской. Их называли поющей бригадой или «сёстры Фёдоровы». У Ольги оказался чудный голос – альт, её пригласили в самодеятельность, и это были самые счастливые годы. Она пела в заслуженной хоровой капелле Донецкой дороги под управлением Виктора Вакуловича. Самодеятельные артисты объездили с концертами многие города Союза. Выступали и в Москве, в кремлёвском дворце, где вместе с ними кантату Чайковского «Москва» исполняли солисты Большого театра. После этого концерта всем его участникам вручили именные часы. Словом, есть что вспомнить. И не только хорошее.

- Помню, как во время поездки ночью в вагон вошли трое мужчин. Один поднёс к моему горлу нож и сказал: «Сиди молча, а то и пикнуть не успеешь». Но приближалась станция, мне нужно было выйти с флажком на подножку. Вышла, чувствуя под лопаткой острие лезвия. Пыталась знаками позвать на помощь. Но никто ничего не понял. А бандиты пробежали по вагону, поотбирали у спящих пассажиров более-менее ценные вещи и скрылись. Я – к бригадиру поезда. Но пока туда-сюда – тех след простыл. Больше таких случаев не было. Времена становились спокойнее.

 А САМОЛЁТ ПОСТРОИТЬ НЕ ДАЛИ

В те спокойные времена Ольга Митрофановна окончила в Артёмовске железнодорожные курсы бригадиров поездов и после их окончания работала бригадиром-механиком. Как опытную, умелую специалистку, её отправили в долгосрочную командировку в Москву, которую, правда, особо рассмотреть не удалось. Потому что работать пришлось проводницей на маршрутах Москва – Алма-Ата, Москва – Ташкент, Москва – Караганда. Её подруга тогда написала в письме: «Мама, теперь умирать будет не страшно. Насмотрелась такого, что лучше не вспоминать».

- Очень тяжёлые были поездки. Там и тогда был другой уклад жизни. Это ощущалось и в вагоне. Действительно, вспоминать не хочется. Особенно поездку, в которой поломала руку, и с переломом пришлось ехать пять суток, пока не вернулась в депо и пошла к врачу. А тот изумился: «Что ж так поздно обратились?» Рука так и не срослась, как положено. Теперь, как барометр, реагирует на все изменения погоды.

Человек, как известно, рождён для счастья, как птица для полёта (хотя есть вариант этой мудрости с окончанием «как птица для работы»). Это к тому, что не только в работе счастье, но и – в личной жизни, которая у Ольги Митрофановны обрела черты счастья с 1962 года. Именно тогда состоялась их свадьба с Александром Ильичом, которого уже более10 лет нет рядом с любимой женой. Но все эти годы она вспоминает о нём, да и в доме всё – как напоминание об их счастливой жизни.

 Александр Ильич в 1938 году окончил Ворошиловградский аэроклуб и войну встретил лётчиком. Воевал в небе над Сталинградом и Курской дугой, в Польше, Германии. Завершал свою боевую эпопею в Маньчжурии, громя японских самураев. Дважды был сбит, но каждый раз добирался до своих. Вот как пишет об этом Ольга Митрофановна: «Не раз был сбит и обморожен, и вновь садился за штурвал. Он выполнял свои задания, геройски все их выполнял. Летал на Яках и на Илах, а на У-2 он был связным. Он в небе был непобедимым, бомбил и Кюстрин, и Берлин»… В Москве во время приёмки новых самолётов отважному лётчику посчастливилось общаться с самим Туполевым. Но в 1947 году пришло время демобилизации. И воздушный ас, влюблённый в небо, приземлился в механосборочном цехе паровозостроительного завода в Луганске. Токарь он был необычайного мастерства! Бригадир говорил: «Если бы существовал 10-й разряд, он бы был у тебя». Всё умел и на работе, и дома, где собственноручно смастерил великолепную мебель с изящной резьбой, восстановил старинные часы с боем, которые идут и по сей день. А как играл на аккордеоне, гитаре! На все свадьбы в округе приглашали. Не было ведь тогда МР-3 плейеров, а по радио концерты по заявкам – только в рабочий полдень. Но мечта у него была – построить самолёт. И построил бы, наверное, если бы компетентные органы не предупредили: «Не надо». А им «просигналил» кто-то из соседей, исключительно, как говорится, из человеколюбия.

На пенсию супруги вышли почти одновременно в 1968 году – Ольга Митрофановна перед этим проработала ещё 4 года в стальцехе, и её «горячий» стаж позволил уйти на заслуженный отдых в 50 лет. Ах, как они пели по вечерам под Сашин аккордеон! Устраивали концерты для соседей и родственников… Так и жили до последнего Сашиного дыхания.

Все последующие годы Ольга Митрофановна одна. Помогает племянница, да и районная социальная служба не забывает. Помогают Библия, стихи и воспоминания. А ночами иногда снится ей дорога и те, с кем вместе колесили по стальным магистралям, пели песни, мечтали о счастье. А оно, как она говорит, всегда рядом. Но это понимаешь только потом, когда прошлое кажется таким прекрасным. А хочется, чтоб таким же было и настоящее, и будущее.

 

Владимир Спектор