25 января 2011

ЖКХ: ЛУГАНСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ

В 2011 году на ремонт в сфере ЖКХ из городского бюджета Луганска выделяется 8,5 млн. грн. Это на 7 млн. больше, чем в прошлом году.  О том, как будут расходоваться эти средства, рассказала начальник финансового управления Луганского городского совета Ольга Стена: «В 2011 году значительно увеличены расходы, связанные с ремонтом городского жилого фонда, - заявила она на встрече со СМИ. -  Мы планируем направить на эти цели 8,5 миллионов гривен. Эти деньги будут потрачены на решение ряда проблем, связанных с ремонтом лифтов, крыш, подъездов и коммуникаций».

Кроме того, Ольга Стена сообщила, что из Госбюджета также будет выделено около 1,5 миллиарда гривен субвенций для местных бюджетов на содержание, ремонт и обслуживание дорог коммунальной собственности. «Некоторые нормативные документы не урегулированы, поэтому эти деньги еще не нашли отображения в местном бюджете, когда будет порядок распределения,  то мы внесем соответствующие изменения», - сообщила начальник городского финуправления.

 

В горсовете знают, кто получает зарплату вовремя, и заставят платить за услуги ЖКХ

«За все надо платить» -  это один из законов жизни, по-другому его еще можно назвать «законом сохранения энергии».  Хотим мы того или нет, но он работает. Поэтому и не прижились у нас бесплатная медицина и бесплатное образование. Но вот касательно таких понятий, как тепло, вода и электроэнергия в наших домах, то почему-то многие из нас до сих пор воспринимают их, как дармовщинку. Однако, понятие  «халява, плиз!» не всегда срабатывает, а вскоре и вовсе для нерадивых плательщиков закон  «за все надо платить» может трансформироваться  в закон «скупой платит дважды». 

С начала года на предприятиях Луганска начали выявлять неплательщиков за услуги ЖКХ. Широко используемые ранее ЖЭКами  выпуски «колючек» с указанием фамилий неплательщиков ощутимого воздействия на ситуацию не оказали: кто до этого платил за блага цивилизации, тот и продолжал это делать, а кто игнорировал платежи, тот и после пригвождения к «позорному столбу» так же спокойно экономит на коммунальных платежах  и поныне.  

Поэтому городское руководство придумало новый способ, как выжать деньги с «халявщиков»: их будут «отрабатывать» на производстве. Для тех, кто упорно сопротивляется, дело может закончиться увольнением. О нововведениях по работе с недобросовестными плательщиками 20 января сообщила журналистам начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Луганского городского совета Светлана Сукач.

«Есть предприятие, на котором работает 400 человек. Я по поручению городского головы встречалась и в телефонном режиме разговаривала с руководителем предприятия, чтобы они предоставили перечень сотрудников. Мы по базе смотрим, кто исправно платит».

 По словам чиновницы, предприятия, у которых нет задолженностей по заработной плате, охотно предоставляют требуемые списки сотрудников.

За все надо платить. Еще больше…

Если попытаться быть максимально объективными, то следует заметить, что ЖКХ не должно заниматься социальной политикой, это такая же отрасль, как ракетостроение или производство колгот. С одной стороны, понятно: ЖКХ не может работать, не получая прибыль. Мы не можем требовать от Горводоканала замены водоводов и другого оборудования, если в тарифе на это не заложено ни копейки. А если в тарифе будет заложена рентабельность, то будет проводиться и модернизация (во всяком случае, должна производиться). Это обстоятельство позволит и частным структурам активнее потянуться в коммунальное хозяйство. А это значит, что появится конкуренция, и жильцы домов сами смогут выбирать, к кому им идти на обслуживание. И идти ли вообще или лучше самим нанять электрика, сантехника, дворника и самим платить им заработную плату.

В ЖКХ главная цель реформирования – это повышение качества услуг. А для потребителей свобода выбора - от кого услугу получать. Есть еще один немаловажный момент. Содержать свою частную собственность мы должны сами, никто не обязан нам бесплатно ремонтировать квартиры и дома, если они стали нашей собственностью. Ведь жильцы индивидуальных домов также могут задаться вопросом: «Почему в многоквартирных домах, где квартиры уже частные, ремонты делаются за счет городского бюджета, а в индивидуальных домах – нет? Справедливо ли это?». Пожалуй, несправедливо. Но то, что владельцы частных квартир в многоквартирных домах по-прежнему имеют претензии на бесплатные ремонтные работы, можно объяснить тем, что большинство из них в свое время получили их бесплатно от государства. А владельцы индивидуальных домов сами строились и изначально рассчитывали только на себя. Поэтому их психология разнится.

Но вот в другом вопросе – оплате коммунальных услуг – существует иная градация. Здесь не обойтись без социальной политики. Поэтому потребители услуг делятся на тех, кому положены льготы в виде субсидий и тех, кто обязан оплачивать полный объем тарифов, какими бы высокими они ни были.

Очередная волна повышения тарифов ожидается уже в ближайшее время. Более того, оплата услуг теплоснабжения в Луганске неизбежна. Эту информацию озвучила начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Луганского городского совета Светлана Сукач. И хотя власти обещают «охватить субсидиями» значительное число потребителей, все же основная нагрузка ляжет на плечи большей части населения.

«Тарифы на тепло повысятся на 10,8 %. И если сейчас тариф на тепло составляет 6,83 гривен за квадратный метр, то будет составлять 7,57», – сказала чиновница. По ее словам, эта цена не является экономически обоснованной, она должна быть не менее 10 гривен. Начальник управления ЖКХ сообщила также и несколько утешительную информацию: остается надежда на возмещение тарифной разницы, на эти цели в государственном бюджете заложено 2,5 миллиарда гривен. Но механизмы расчета пока неизвестны. «Большую обеспокоенность вызывает то факт, что пока непонятно, как будет с нами рассчитываться государство», - отметила Светлана Сукач. Систему теплоснабжения города можно было бы оптимизировать, и это эффективно экономило бы тепло. Для этого городу необходимо 705 млн. грн. Есть специально созданная под это схема, на реализацию которой требуется 705 миллионов гривен. Светлана Сукач рассказала, что если реализовать эту схему, то экономия будет составлять 166 млн. грн, а окупит она себя уже за  4,2 года.

Реформа ЖКХ: СПЕШИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТЛОЖИТЬ

Стабилизировать ситуацию и некоторым образом ослабить пояса на… и без того тощих телах и кошельках наших граждан могла бы реформа ЖКХ. Она уже давно назрела, вызывает сомнения лишь то, насколько успешно эта реформа будет реализована. Ведь прежде должна быть подготовлена серьезная основа: юридическая, кадровая, финансовая и т.д. С другой стороны, ее затягивание может довести полуразрушенный жилкомхоз до полной и окончательной разрухи. 

Прежде всего, необходимо повлиять на ситуацию, создав альтернативу снискавшим себе дурную славу еще со времен Советов ЖЭКам. Такой альтернативой могут стать общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Во многих городах нашей области, как и в Луганске уже созданы такие общества. Многие работают эффективно, многие действуют формально, куда жильцов включали без их ведома.

К 2014-му году в 75% многоквартирных домов должны быть созданы ОСМД. Об этом летом прошлого года в Луганскую область заявил заместитель министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства А. Мазурчак. Он также пообещал, что до 2014-го года Кабмин будет стимулировать жителей к добровольному формированию объединения, создавая для этого экономические условия.

Суть реформы жилищно-коммунального хозяйства заключается в создании базы для конкуренции в обеспечении населения услугами ЖКХ в соответствии с национальными стандартами. Главное в этом - создание в домах коммунальной собственности упомянутых выше объединений совладельцев многоквартирных домов, которые являются юридическими лицами – самостоятельными заказчиками жилищно-коммунальных услуг. В некоторых случаях и исполнителей многих услуг, так как при ОСМД может быть создан штат работников: слесарей, сантехников, плотников и т.д. 

Кроме того, дома, в которых созданы (или создадутся) объединения совладельцев многоквартирных домов, должны получать бюджетное финансирование - на проведение капитального ремонта при изменении формы собственности (от коммунальной - до ОСМД). В 2010-м году Луганской области (согласно Постановлению КМУ № 461) ОСМД на ремонт выделялось 6,4 млн. грн., на ремонт лифтов в ОСМД – 2,3 млн. грн. Этих средств недостаточно даже для решения проблем трети домов ОСМД Луганщины.

Итак, на проведение реформы отводится достаточно краткий срок, и это при том, что лишь в 5% всех многоквартирных домов созданы ОСМД, а на Луганщине  такие объединения созданы в 9% всех многоквартирных домов. Этого крайне мало, поэтому резонно было бы спросить у «керманичей» государства, каким образом будет организована разъяснительная работа с населением, которое все еще слишком мало знает о таких обществах? Когда будет подготовлена серьезная законодательная база, которая закрыла дыры в действующих законах? Какие и откуда будут выделяться средства на ремонты при передаче жилфонда из коммунальной собственности в ведение ОСМД?  Вопросов много, ответов – мало. А пока нет достаточной базы для смены собственника многоквартирных домов, то, пожалуй, и не стоит ставить телегу впереди лошади, хотя «лошадка» уже и порядком одряхлела…  

ЖКХ – территория воровства? С кем же реформировать отрасль?

Несколько дней назад в областном центре сотрудники СБУ разоблачили чиновников, которые в течение трех лет присваивали средства (платежи луганчан) одного из коммунальных предприятий Луганска. Эту информацию распространила пресс-служба СБУ. Как установило расследование, преступная группировка, в которую входили должностные лица и работники предприятия, действовала в течение 2007-2009 годов. Заместитель директора и начальник отдела давали указания подчиненным не оприходовать через кассу средства, поступавшие от населения за оказанные услуги, а выдавать плательщикам квитанцию, разумеется, недействительную. Сотрудники структурных подразделений предприятия организовали и принимали средства вне кассы. Собранные ими средства передавались организаторам группировки. Чтобы скрыть следы преступления, должностные лица показывали рост задолженности на лицевом счете, закрепленном за несуществующим юридическим лицом, и одновременно отменяли долги луганчанам, которые вносили платежи. Не учтенные в установленном порядке средства мимо счетов коммунального предприятия поступали на счет злоумышленников. Действуя по этой схеме, преступники нанесли предприятию ущерб на сумму около 470 тыс. грн.

В отношение должностных лиц и работников предприятия  СБУ возбудила и расследует уголовные дела по ч.5 ст.191 и ч.2. ст.366 Уголовного кодекса Украины. Эти статьи предусматривают ответственность за присвоение имущества в особо крупных размерах путем злоупотребления служебным положением организованной группой и за служебную подделку, повлекшее тяжкие последствия. Организатор преступной группы арестован. Еще пятерым ее участникам избрана мера пресечения, не связанная с ограничением свободы.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Из всего вышесказанного вывод следует лишь один: чтобы модернизировать ЖКХ, или хотя бы навести в нем порядок, необходима политическая воля со стороны государства, сильная вертикаль власти, работающие как часовой механизм правоохранительные структуры, которые общими усилиями бы обеспечили тщательную, кропотливую работу по разбору «завалов», образовавшихся за десятилетия пренебрежения этой отраслью.

 

 

Подготовила Влада ГРОМОВА