01 февраля 2011

Простить или предать?

Происшествие на дороге

За рулем иномарки - убийцы находился Александр Кандрин, председатель наблюдательного совета з-да «Пролетарий», как говорят, человек близкий к мэру Лисичанска Сергею Дунаеву, по совместительству владельца вышеупомянутого завода. 

 Со слов случайных свидетелей, иномарка с оглушительным ревом и огромной скоростью промчалась по городской улице. Людей, оказавшихся у нее на пути, она буквально снесла, а одного протянула почти 200 метров.

 Вместо того,  чтобы остановиться, водитель лишь прибавил скорость. Как утверждают источники, возможно, это случилось из-за того, что в иномарке находились местные чиновники, которые, «засветившись»  могли попасть в эпицентр скандала.

Вот как описывает ход дальнейших событий пресс-служба УМВД Украины в Луганской области.

«Вместо того,  чтобы после ДТП остановиться и оказать помощь потерпевшим, вызвать скорую и дождаться сотрудников милиции, водитель, который, как выяснится, является влиятельным бизнесменом, принял подлое решение. Он трусливо скрылся с места происшествия, бросив на произвол судьбы троих пешеходов, умирающих от полученных травм».

Кандрин успел высадить пассажиров до того, как примчался милицейский патруль, ставший случайным свидетелем смертельного наезда на людей.

Со слов правоохранителей, Кандрин был пьян – от него исходил специфический запах. Как и многие власть имущие и их отпрыски, мужчина по известной схеме принялся «обещать» правоохранителям массу проблем из-за его задержания, грозить неприятностями, козыряя известными не только в городе, но и в Украине, фамилиями.

Уже тогда, узнав, кто именно стал причиной смерти трех молодых людей, жители Лисичанска, забили тревогу. А когда Александр Кандрин  предъявил справку о том, что во время ДТП был трезв, все поняли: дело будут максимально «замыливать». Кстати,  то, что справка поддельная, подтвердил и зампрокурора области Анатолий Горпенюк.

- В ходе досудебного следствия установили, что в момент ДТП Кандрин был пьян, - сказал Горпенюк, - цитирует его интернет-издание «Восточный вариант».

Такой «расклад» не устраивал людей, прекрасно понимающих, чем это чревато. Сначала, не разобравшись, они попытались обвинить правоохранителей в укрывательстве преступления и самого Кандрина.

«Неужели до сих пор правоохранители не установили личность водителя?! А если она установлена, тогда почему не названа? Нас беспокоит то, что со временем настоящий виновник может уйти от ответственности, а вместо него под суд пойдет человек, согласившийся за определенную плату взять этот страшный грех на свою совесть. Положение, финансовые возможности указанного выше человека, позволяют нам допускать подобное развитие дела», - выдержка из обращения жителей города Лисичанска к Президенту Украины Виктору Януковичу.

Однако лисичанцы поспешили с выводами. Ситуацию действительно старались замять, как говорится по максимуму. Но совсем не правоохранители, а услужливые служители Фемиды, которых сразу же подключили к делу.

Итог их вмешательства  вверг в шок даже милиционеров, однако и они не исключали подобного развития событий.

«Имеющий деньги не может быть наказан». Цицерон

Обращение пресс-службы УМВД Украины в Луганской области.

«По данному факту немедленно было возбуждено уголовное дело по статье 286 ч.3 УК Украины. Задержанному было предъявлено обвинение. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.

Тяжесть совершенного обвиняемым преступления, его неординарный социальный статус, широкие связи в органах власти не исключали оказание с его стороны негативного воздействия на ход  досудебного следствия.

Также обладая финансовыми возможностями и намерением негативно влиять на показания свидетелей, данный бизнесмен реально может создать сложности и препятствия для установления истины по делу.

И, наконец, понимая неизбежность ответственности за совершенное тяжкое преступление, обвиняемый, находясь на свободе до суда, вполне может скрыться от следствия, покинув пределы региона и даже страны. В результате он станет недосягаемым для следствия и правосудия».

Именно ряд и совокупность этих факторов по весьма справедливому мнению УМВД заставили следственное управление УМВД Украины в Луганской области ходатайствовать, чтобы в отношении данного гражданина, обвиняемого по статье 286 ч.3 УК Украины, была избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Впрочем, первые несколько дней действительно все шло достаточно гладко - после предъявления обвинения в совершении тяжкого преступления по статье 286 ч.3 УК Украины Ленинский районный суд города Луганска, действуя в рамках своей компетенции, вынес мотивированное постановление об избрании обвиняемому меры пресечения в виде взятия под стражу.

Но понятно: такие  как Кандрин  за решеткой сидеть не могут, даже в «VIP – камерах» СИЗО или ИВС. Это ведь не какой-нибудь рядовой «гражданин», въехавший на доживающем век «Жигуленке»  в «Бентли» или «Лексус». 

Поэтому, спустя неделю постановлением коллегии судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда Луганской области данному обвиняемому по совершенно неизвестным мотивам была изменена мера пресечения на подписку о невыезде.

 - При этом судьи даже не удосужились пригласить представителей следствия и прокуратуры, - подчеркивают в УМВД.  - Не выслушивают аргументы следствия, не впечатляет их и то, что обвиняемый совершал преступление в состоянии алкогольного опьянения? А ведь, как известно, формула «пьяный за рулем – убийца» экстраполируется в правовую плоскость как отягощающее вину обстоятельство, которое подтверждается и свидетельскими показаниями.

Хотя, стоит ли   удивляться? Наши суды – самые гуманные в мире, а судьи, - самые неподкупные и самые безгрешные! Но есть еще одно. Фемида своих не карает!

  Вспомним хотя бы ДТП со смертельным исходом, когда в 2007  году на улице Буденного судья Александр Закропивный, находясь за рулем в состоянии алкогольного опьянения и двигаясь, по словам очевидцев, со скоростью около 100 – 120 км/ч, насмерть сбил женщину с  6-летним ребенком на пешеходном переходе!

Правда, тогда именно следствие максимально постаралось изменить ситуацию в пользу судьи :  «22 мая 2007 года около 23.30 водитель Закропивный А. В. двигался по улице Буденного со скоростью 60 км/ч. В это время перекресток улиц Буденного и Дальневосточной переходили пешеходы Канищева Светлана 1978 г. р. и Шевченко Никита 2001 г. р. Достигнув середины проезжей части, остановились, увидели автомобиль и, нарушив требования Правил дорожного движения п.4.14, не убедились в безопасности движения, не оценили скорости движения и, пренебрегая собственной безопасностью, продолжили движение. Тем самым лишили Закропивного возможности предотвратить наезд... В крови потерпевшей найден алкоголь, который свидетельствует об опьянении средней тяжести».

Другими словами, судья был трезв, правил не нарушал, а виновниками ДТП стали погибшие.

Александр Закропивный  сначала продолжил трудиться на той же должности. Узнать, были ли какие-то к нему взыскания, наказания, даже на внутреннем уровне, так и не удалось. В судах старались уйти от неудобной темы и следы Закропивного затерялись.

Но недавно выяснилось: в Апелляционном суде города Киев работает полный тезка луганского судьи с достаточно редкой фамилией Закропивный.

Вряд ли это совпадение.

В общем, своих Фемида не только не сдает, а наоборот, обороняет, как может. А может она многое!

Не сотворившим милость и суд бывает без милости?

То, что произошло в дальнейшем, логике не поддается. Но только после всех нападок общественности на Александра Кандрина и попытке журналистов не дать это дело замолчать и  предать как можно большей огласке, внезапно появилось обращение родителей погибших ребят.

«В производстве следственного управления Луганского областного управления внутренних дел Украины находится уголовное дело, возбужденное в отношении Кандрина Александра Николаевича, по признакам преступления ст. 286 ч.З Уголовного кодекса Украины. По настоящему делу мы: Мельничук Лилия Федоровна, Конарева Светлана Ивановна, Ткаченко Сергей Владимирович, как близкие родственники (родители), признаны потерпевшими. Несмотря на всю тяжесть потери, мы заявляем о своей принципиальной, однозначной и не настраиваемой ни кем позиции, суть которой сводим к следующему.

Как нам известно, Кандрин А.Н. по данному ДТП признал свою вину полностью, не пытался скрыться с места или воспрепятствовать расследованию. Имеет постоянное место работы, семью, несовершеннолетнего ребёнка. Однако Кандрин А.Н. около двух недель находился в изоляторе временного содержания и СИЗО, где с ним не проводилось ни одного следственного действия. Его родственники с первых дней оказывали нам материальную помощь на захоронение, в дальнейшем возмещали материальный и моральный ущерб. Учитывая положительные характеристики Кандрина А.Н., неумышленный характер преступления, а также то, что горе семьи Кандрина А.Н. не уменьшит нашего горя, нами было принято решение ходатайствовать перед следствием об избрании Кандрину А.Н. меры пресечения, не связанной с лишением свободы. Апелляционным судом Луганской области Кандрину А.Н. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. После изменения меры пресечения обвиняемый Кандрин Александр Николаевич принял все возможные меры к возмещению нам причиненного им ущерба. Лично принес слова соболезнования, просил о прощении. Считаем, что та позиция, которую занял обвиняемый Кандрин, указывает на то, что он чистосердечно раскаялся. Мы стараемся простить Кандрина Александра Николаевича за утрату, которая произошла, и считаем, что мера пресечения в виде содержания под стражей только принесет дополнительное горе его семье», - выдержка из обращения.

Далее в нем идет речь о том, что родители погибших не хотят причинить боли семье Кандрина и обвиняют журналистов в нечистоплотности, а общественных деятелей, обратившихся к Президенту,  в пиар – компаниях на их горе.

«Как нам известно, в результате информационного давления непорядочных журналистов и организаций, недавно органом досудебного следствия повторно принята попытка избрать меру пресечения в виде содержания под стражей Кандрина А.Н. Считаем такие действия неправильными, являющимися ложным пониманием интересов службы.

Еще раз подчеркиваем, что данная позиция является единственно верной, общей, принятой нами без чьего-либо воздействия. Доводим её до вашего сведения» - это выдержка из обращения родных.

Частые напоминания о «личной позиции, без чьего-то воздействия», а также непосредственно само составление «обращения» только подчеркивают, что в дело вмешались «серьезные люди».

Возможно, кто–то подумает: детей уже все равно не вернешь, а так хоть деньги будут. Имеет ли право на жизнь такое мнение, высказанное в письме? Наверное, да.  Да и от того – «посадят» виновника ДТП или «не посадят» – мертвых тоже не вернуть.

Хотя, наверное, ни у кого не возникало сомнения, что никто никого никуда не посадит. Даже права, скорее всего, не отберут.

Однако, письмо вызвало резонанс, может быть,  еще больший, чем само ДТП, которое из плоскости личного горя родных погибших перешло в иную плоскость, когда против их «милосердия» поднялось все общество:

 

 

Андрей СМИРНОВ