24 сентября 2013

Осторожно, мультики?

Не успели мы привыкнуть к полному исчезновению с экранов трогательного «Голубого щенка», как оказывается, что курящий Волк из «Ну, погоди!» и крокодил Гена с трубкой во рту пропагандируют курение, мужчина в расцвете лет Карлсон проявляет интерес к мальчику и просит не рассказывать об этом родителям, а Алиса в стране чудес ест какие-то подозрительные грибы.
Cтарые добрые мультики — удобный способ хоть на полчаса нейтрализовать неуемную энергию ребенка любого возраста. Запрет смотреть то, что ребенку уже успело понравиться, может стать причиной возникновения непонимания, конфликта, недоверия между ним и родителями. В идеале любой спектакль, мультфильм, телепередача или кино — лишь повод обсудить с ребенком отношение к людям, природе, межличностные отношения. А что бы ты делал, если бы тебя кто-то так разозлил? А чем нарисованный кот отличается от настоящего? Хотя в реальной жизни руки до такого доходят не всегда.
Еще пару лет назад ответственные и осознанные родители с гордостью говорили: я не позволяю своему ребенку смотреть треш, у нас только старые добрые советские мультики. Сегодня же мульт-скандалы, разгоревшиеся в Украине и России, заставляют родителей переосмысливать отношение к мульт-фильмам. То, что казалось таким милым, привычным и совершенно безопасным, по мнению экспертов, таит в себе многочисленные угрозы для психики ребенка. Не лучше и новые: телепузики и Лунтик имеют серьезные проблемы с гендерной идентификацией, резвая девочка Маша из популярного мультфильма «Маша и медведь» регулярно демонстрирует все виды рискованного поведения, а покемоны — просто садисты. И это, заметьте, речь еще не идет о бесконечной череде космических воинов и непонятного вида пришельцев, для которых насилие — просто образ жизни! Популярнейшие Симпсоны, Футурама и Южный парк оправдываются только тем, что они, дескать, вообще не для детей сделаны. Вышеописанное — уже не просто опасения экспертов. Страхи пронумерованы, описаны и вступили в силу в виде, например, российского закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он является руководством к действию российских телевизионных редакторов с 1 сентября 2012 г. и призван оградить детей от насилия и пропаганды вредных привычек с экранов. По критериям, изложенным в этом законе, мультики, на которых выросло не одно поколение детей, оказались под запретом.
В Украине пока что ограничились скандальным письмом общественной организации, посланным для рассмотрения в Национальную экспертную комиссию по вопросам защиты общественной морали, а также к Президенту и Верховной Раде. Авторы брошюры «Мультфильмы. Угроза для наших детей» подробно излагают в опубликованном исследовании все опасности конкретно названных мульт-преступлений. В пример можно привести только любимейший «Жил-был пес»: похищение детей, пьянство, жестокое обращение с животными. То есть «проверка на вредность», скорее всего, официально будет проведена и в Украине. А уж как задумались или даже впали в панику после этого письма ответственные родители — можно себе представить.
Однако курит ведь не только мультяшный капитан Врунгель — курят многие взрослые. Ребенок видит это в жизни, а не только на экране. И для себя он будет искать ответ на множество вопросов: зачем вообще люди курят? Почему существует злость и жестокость, и какое место занимают эти чувства в моей жизни? Чем отличаются мальчики от девочек, и к какому полу принадлежат Лунтик и Чебурашка? У взрослых есть выбор — самоустраниться от этих вопросов, запретив своему чаду смотреть на «неправильных» героев, или же искать ответы вместе. И если бы дело ограничивалось только пропагандой курения! Есть куда более замаскированные и имеющие непосредственное отношение к жизни ребенка проблемы, чем безнаказанность Лисы за съеденного Колобка.
Вот, например, нам рассказывают о добром и прекрасном Лунтике. Сама идея неплохая: наивный Лунтик, как и ребенок, приходит в этот мир и не знает абсолютно ничего о его устройстве. Даже простые вещи, на которые взрослые не обращают внимания, вызывают у него вопросы. И вместе с Лунтиком ребенок постепенно узнает, что такое забота и дружба, как сделать пирог, и откуда берется роса. Но что происходит с чувствами Лунтика? Удивительно, но он никогда не злится, всегда добр, учтив, вежлив, всем пытается угодить и для всех быть хорошим. В мультике он все это проговаривает, выражая беспокойство тем, что о нем скажут и подумают. Герой поглощен постоянными сомнениями и заботой о том, как угодить всем. Кажется, он не склонен думать о себе и своих интересах. Такое вот существо без отрицательных эмоций. Напоминает запрограммированного робота: есть схема поведения, и ее надо выполнять.
...Две гусеницы перегрызают камыш, он падает, цепляет Лунтика и его друга. Гусеницы злобно смеются. Лунтик с другом пытаются убрать камыш, потому что он всем мешает. При этом Лунтика все ругают, а он перед всеми извиняется, ремонтирует то, что сломал во время этой работы, и даже не задает себе вопрос: почему я должен отвечать за то, что сделали другие? Вместо этого он как раз с готовностью за все отвечает. В конце серии у гусениц совесть так и не проснулась, а все, кто ругал Лунтика, получили от него подарки: подушки, набитые камышом. Искупил воображаемую вину. Или вот Лунтик перевернул ведро с клеем. Мимо шли все те же вредные гусеницы. Лунтик предупредил их, что должна высохнуть лужа, но гусеницы специально в нее прыгают и, соответственно, приклеиваются. Лунтик просит прощения за то, что случайно пролил клей и пытается вытащить гусениц. Ничего не получается. Сервильный Лунтик начинает делать тенек и очень быстро носить еду. То есть, берет ответственность (нет, вину!) за поступок непослушных гусениц на себя, хотя те о помощи не просят и даже не задумываются, что их предупреждали. Когда гусениц начинают вытаскивать, они только погоняют. Намек на совместное решение проблемы отсутствует. В итоге гусеницы так и не сказали спасибо, зато угрожали «физической расправой» и гордо ускакали прочь. На что Лунтик с улыбкой ласково произнес: «До встречи!». Он положительный герой и предполагается, что ребенок идентифицирует себя именно с Лунтиком, а не со злыми гусеницами.
Обеспокоенные эксперты точно правы в одном: ответы на многие вопросы формируются у ребенка в самом юном возрасте. Если посмотреть одну-две серии о Лунтике, излишне добродушный герой вполне симпатичен. А если посмотреть 20–30,серий, может сработать эффект внушения: однотипная, монотонная программа обслуживающего чувства других поведения, без каких-либо вариантов: всем угодить, всех ублажить, и ничего «плохого» самому при этом не чувствовать. Куда приведет подобная модель поведения ребенка даже не в будущем, а прямо сейчас, в любом детском коллективе?
Возможно, мульт-скандалы произведут эффект осмысления привычных вещей. Ведь у каждого ребенка свои особенности. Одним детям не хватает творческого воображения, а у других игры разума столь рискованны, что надуманные страхи могут захватить его полностью. У кого-то проблемы с выражением недовольства, агрессии, собственной точки зрения, а другой настолько лишен сочувствия к окружающим, что стоит задуматься о коррекции психопатических проявлений.
Можно посмотреть на проблему приемлемого и неприемлемого в мультфильмах и с другой стороны. В периоды тотальной потери моральности общество пытается восстановить ее путем навязывания тотальной цензуры. Но, как известно, самыми непримиримыми поборниками морали часто являются люди, имеющие личные проблемы во взаимоотношениях с нравственностью. Страх перед спонтанными проявлениями жизни зачастую бывает обусловлен внутренней неуверенностью в своих личных возможностях противостоять даже символическому злу. Как говорится, «Держи вора!» громче всех кричит сам вор. Конечно, принятые в семье отношения и модели поведения влияют на ребенка намного сильнее, чем увиденные на экране или мониторе. Чтобы избежать опасностей, достаточно просто быть в курсе его увлечений и вкусов. Однако в условиях неконтролируемого информационного потока, всеобщей занятости родителей, недостаточного контакта с чувствами детей опасность действительно есть. Но это ведь не проблема мультфильмов как таковых.

Алевтина Шевченко, Оксана Мартыненко