07 марта 2014

Было ваше – стало наше. Особенности приватизации по-лутугински

Были служебные — стали приватизированные. Из государственных в частные квартиры превращаются с помощью работников БТИ. Последние, дабы наживаться не брезгуют ни законами, ни нормами морали и даже не боятся уголовного наказания. Хотя за подобные правонарушения, а именно незаконное предоставление прав собственности на жилье, можно сесть за решетку на три года.
Все началось с проверки областной прокуратуры. В городе Лутугино за последние годы выдавалось около десятка ведомственных квартир. В основном «счастливчики» были  военными или служащими  МЧС. Каково было удивление сотрудников, которые отвечают за обеспечение квартирами вышеперечисленных, когда они узнали, что все жилье уже не принадлежит государству. Исполняющий обязанности начальника квартирно-эксплуатационной службы военной части №3035 города Луганска  Евгений Шмойлов рассказывает:
«В данный момент на квартирном учете военной части №3035 состоит 78 военнослужащих. За период с 2000 до 2014 г.г. нашей частью было получено 8 квартир. 2 в 2004 и еще 6 в 2010. Три квартиры в городе Лутугино по улице Шевченко были переданы актом приёмки-передачи государственного ипотечного учреждения от 4-го мая  2012 года. Они были распределены между личным составом части согласно очереди. Получатели этих квартир незаконно приватизировали эти квартиры без ведома администрации военной части и её согласия»
Согласно закону приватизировать служебные квартиры можно. Однако для этого необходимо проживать в ней какой-то срок, собрать полный пакет документов и естественно уведомить тех, кто, собственно говоря,  эту квартиру выдавал. Когда же в части узнали про происшествие, то очень удивились наглости людей.
«Позиция военной части — признать приватизацию квартир не действительной и вернуть данные жилые помещения военной части №3035. Хорошо, что нашу инициативу поддержали в областной прокуратуре и начали уголовное производство по данному факту», - говорит Евгений Шмойлов.
 Чтобы узнать на каких правах и руководствуясь какими законами сотрудники Лутугинского бюро технической инвентаризации выдавали документы на квартиры,  мы отправились к последним. Руководит городским бюро Наталия Черненко. Сначала женщина была не очень-то общительна и настроена на разговор. Рассказывать какие-либо  подробности ситуации отказывалась наотрез. Позже ей все же пришлось «приоткрыть завесу тайны»  и рассказать о том, что знает.
 «Дело в том, что БТИ – это тот орган, который занимался только оформлением, то есть, наша функция была только по оформлению. Подготовку всех документов у нас делал ЖЭК, то бишь, человек, прежде чем приватизировать квартиру, идет в ЖЭК, пишет там заявление, получает справку о составе семьи и уже с готовым пакетом документов он приходит в БТИ».
 Она пыталась убедить, что ответственности на её структуре никакой нет. Всеми делами занимается ЖЭК, к его сотрудникам - и все вопросы.
«Ну, смотрите, дело в том, что в БТИ такой информации нет, какой статус этой квартиры. Если квартира была служебная, значит,  право на нее регулируется  постановлением  Кабинета Министров, где четко прописано, каким образом заслужебливаются квартиры. Вот есть такое постановление: от четвертого февраля 1989 года №37, есть такая процедура заслужебливания, то бишь, данные квартиры должны были пройти эту процедуру.  После этого данная жилплощадь обязательно должна быть зарегистрирована в  ЖЭКе в соответствующем порядке. Ну, как я могу проверить - это служебная квартира или не служебная, если вся информация находится в ЖЭКе. Кто мне даст эту информацию? Ко мне человек приходит вот с таким пакетом документов, пишет заявление, в котором просит провести процедуру приватизации той или иной жилплощади. Это заявление подписывает  субъект, у которого данная жилплощадь  находится на балансе. Они же каким-то образом приняли решение и подписали заявление. Вот они подписали заявление, подписываются все члены семьи совершеннолетние  и подписывается руководитель предприятия. Поставил печать, подписался и дал такое письмо, что просим приватизировать данную квартиру. Почему в БТИ должны возникать подозрения? Откуда мы знаем, какой статус у этой квартиры? И вот справку о составе семьи они дали. Они нигде не дали нам пометку, что данная квартира является служебной. Скажите, откуда мы возьмем эту информацию?».
Как оказалось позже, всю информацию они не просто могли, но и должны были узнать прежде,  чем выдавать свидетельства  на право собственности квартирами.
«Сейчас я лично изучаю все  пакеты документов, потому что я начальник БТИ, - продолжала оправдываться Наталия Черненко. -  Просматриваю все, и я считаю,что вина в этом не БТИ, а именно ЖЭКа, потому что они должны были проверить все документы, проверить статус квартиры и только в  случае полного соответствия законодательству, давать нам заявление и подписывать разрешение на приватизацию».
Соответственно, захотелось пообщаться и с главными «виновниками», как их назвала руководитель БТИ. В «Лутугиножилфонде» были настроены на общение. Директор жилищной конторы господин Нарыжный в этой сфере работает достаточно давно. Раньше он возглавлял крупное коммунальное предприятие в Луганске. По делу, касаемо Лутугинских квартир, он пояснил так:
«Согласно документам, которые готовит «Лутугиножилфонд»,  мы выдаем  справку о состоянии семьи и все. Все остальное готовит бюро технической инвентаризации. Но, понятное дело, никто вину свою не признает в открытую - каждый прикрывает сам себя. Я давно в курсе всего и законодательство довольно-таки не плохо знаю, вот я вижу здесь виновным БТИ, потому что они были обязаны проверить все и принять решение о приватизации. Значит, я вам даже больше скажу, когда только закрутилась эта «кухня», когда я поднял этот вопрос, в БТИ «притворились чайниками». Это неправильно. Ну, например, если дальше уже вести разговор, справку о составе семьи, люди которые просили выдать, она есть двух типов:  для приватизации форма одна – форма 5, а такая обыкновенная справка – форма 3. В  инвентбюро просто приняли справку, не предназначенную пакетом документов для  приватизации  квартиры. А в общем, последнее слово скажет суд. Хотя  я четко говорю, что тут допущено нарушение, я когда увидел - сразу проинформировал прокуратуру, но я четко могу сказать, что в БТИ было допущено  серьезное нарушение Законодательства. Для примера. Сегодня я получил вот такой конверт с копией документов. Здесь государственное главное управление МЧС направило в Луганский окружной административный суд иск. Здесь говорится на каком основании, как утверждалось служебное жилье, кому оно выделялось, кому какие выделялись деньги, за счет чего строилось – за счет ипотеки строилось и в конце написано(цитата):  «Вважаємо, необхідно зауважити, що листом  від 23.09.2013 року №520 копія додається Лутугінським міським комунальним підприємством житлового фонду зазначало, про порушення Закону України про приватизацію державно-житлового фонду, відповідно даних». Дальше тут пишут: «прошу визначити, що  Бюро технічної  інвентаризації  незаконно провело приватизацію. Далі: «скасувати у Лутугiнському  райнно-комунальному  підприємстві  Бюро технічної  інвентаризації рішення про оформлення приватної  власноысті на квартиру». Третье: «скасувати свідоцтво про право власності».  І четверте: «зобов’язати Лутугінське районо-комунальне підприємство  Бюро технічної  інвентаризації  виключити інформацію з державного реєстру». То есть,  вот в этом  исковом  заявлении, тут все подробно расписано,  что бюро инвентаризации  поступило незаконно.  Я обратился в прокуратуру и информировал их, что незаконно проведена приватизация служебной квартиры. То есть, о чем ведется разговор, я думаю, что мы будем третьей стороной. Идет следствие, которое и будет разбираться,  кто подписывал документы и разрешения. Но обвинять «Лутугинжилфонд» я пока не вижу никакого смысла. В  конечном итоге уголовное дело проведено, там,  я знаю,  идут допросы этих людей, которые работали до меня.  Когда будет завершено расследование, я думаю, что будет доказано, что действительно нарушен Закон о приватизации  служебного жилья».  Вот такой ситуацию видит начальник Лутугинского жилфонда.  
В прокуратуре уверены, что нарушение закона есть. Ситуацию на личном контроле держит зам. прокурора области Сергей Беседа.
«Органы прокуратуры уделяют постоянное внимание вопросу защиты государственной и коммунальной собственности. На сегодняшний день это наше приоритетное направление трудовой деятельности. Принятыми мерами установлены факты незаконной приватизации пяти квартир, которые имели статус служебных,  частными лицами. Эти квартиры предоставлялись служащим Министерства чрезвычайных ситуаций, Министерства внутренних органов и военнослужащим, которые стояли на квартирном учете и нуждались в жилплощади. Вышеупомянутая ситуация незаконной приватизации квартир стала возможна из-за злоупотребления служебным положением работниками Лутугинского коммунального предприятия «Бюро технической инвентаризации», которые осуществили приватизацию. В результате этого квартиры потеряли статус служебного жилья. По данному факту открыто уголовное производство предусмотренное статьей 364 УК Украины. Бывшей сотруднице БТИ, которая ставила подпись на документах на право собственности, уже сообщили об подозрении в совершении преступления. Нами предпринимаются действия по отмене незаконной приватизации жилья и возвращения его в государственную собственность.»
В общей сложности государству был нанесен ущерб в размере 624 тысячи гривен. По данным фактам открыто пять уголовных производств. Если вину докажут, то сотрудница БТИ, которая провернула махинацию,  может оказаться за решеткой сроком на три года.