07 марта 2014

Лучше поздно, НО НЕОТВРАТИМО

В средине августа 2005 года двое оперуполномоченых отделения по борьбе с экономическими преступлениями (далее ОГСБЭП)  Лисичанского ГО УМВДУ в Луганской области Рилов и Ченев  решили проверить финансово-хозяйственную деятельность госпредприятия “Лисичанское управление магистральных нефтепродуктопроводов” (далее ГП “ЛУМН”). Они для проведения документальной проверки наняли в частном порядке  аудитора  за вознаграждение в 1000 грн.
Аудитор установила, что руководством ГП при реализации объектов основных фондов и незавершенного строительства причинены убытки на 11 млн. грн. С выводами аудитора опера не ознакомили директора и главного бухгалтера ГП, документ положили в сейф, не зафиксировав в журнале регистрации сообщений о преступлениях, на протяжении полугода не провели доследственную проверку и не  приняли законное решение.
Директор “ЛУМН”осенью 2005 года обнаружил, что территория вверенного ему предприятия используется неустановленными лицами для хищений нефтепродуктов из продуктопроводов ЗАО “Лисичанская  нефтяная инвестиционная компания” (далее ЗАО “ЛИНИК”), проложенных в непосредственной близости с ГП.
Убедившись в наличии следов преступлений и установив место и способ хищения нефтепродуктов, директор ГП пришел в здание Лисичанского  ГОВД и сообщил информацию Рилову и Ченеву, как знакомым ему сотрудникам. Последние не составили протокол принятия устного заявления о преступлении, решив сокрыть его, чтобы использовать  полученную  информацию в своих корыстных целях. Сотрудники милиции поставили себе вопрос: А почему бы нам не заправляться «на халяву» из трубопровода “ЛИНИКа” продуктами переработки нефти, поставляемой ООО “ТНК-ВР Коммерс»? Для реализации задуманного, требовалось вовлечь в хищение сторожей и руководство “ЛУМН”.
Директора решили понудить к преступному сотрудничеству с помощью титушек, которые, приехав к проходной «“ЛУМН”, через охранников требовали директора. Он отказался от встречи с лицами,  в которых сторож опознал местных гопников.
Тогда Рилов, как должностное лицо правоохранительного органа,  по телефону вызвал  директора к зданию ГОВД для встречи. В назначенное время руководитель госпредприятия  встретился с  Риловым на автостоянке возле здания  ГОВД. Рилов сказал директору, что люди, которые к нему приезжали, его знакомые, убеждал в безнаказанности задуманного ими и материальной выгоде для всех соучастников, гарантировал  «крышу» со стороны силовиков. Директор же, как говорится, был самых честных правил.
Опера вспомнили об аудиторском заключении, решив использовать, как компромат. Ченев приехал на предприятие и, указав на проходной: «С проверкой», вошел в кабинет директора. С порога опер  сообщил о том, что проведенной в августе 2005 года проверкой финхоздеятельности ГП выявлены финансовые нарушения по вине руководства предприятия.  Желаемой реакции не последовало, и опер спешно уехал.
Сотрудники ОГСБЭП понимали, что укрытое ими аудиторское заключение не может быть использовано, и повторно наняли  того  же аудитора, она работала бухгалтером ООО «Финансово-правовая экспертно оценочная компания» («ФПЭОК”).  Ее попросили составить новое заключение на основании  предыдущего. На тот момент аудитор не имела полномочий для проверки предприятия, но она привлекла коллегу и, не уведомляя руководство “ЛУМН”, по представленным ей копиям документов написала заказное заключение. Аудиторы осознавали, что их выводы фактически не имели юридической силы. Но бумагу опера решили использовать для шантажа.
06 марта 2006 года, в 13.00, Рилов по телефону выяснил у директораГП, что тот находится в универмаге “Донбасс” в г. Лисичанске  и там назначил  ему встречу.  Директор, ознакомившись с выводами аудиторов, указавших, что руководитель нанес государству ущерб в особо крупном размере, услышал, что вмененная ему статья повлечет наказание в виде лишения свободы на 11 лет с конфискацией личного имущества. Рилов имел расчет на то, что директор уже не воспрепятствует.
Из-за эмоциональных переживаний, вызванных неправомерными действиями работников милиции, а результаты их расследования суды, как правило, признают доказанными априори, и в связи с нежеланием  соучаствовать в преступлении, директор почувствовал ухудшение состояния здоровья и  в стационарно лечился с  15 марта по 04 апреля 2006 года.
Ченев 5 апреля  приехал в офис “ЛУМН” и официально ознакомил под роспись замдиректора и главбуха с заключением ООО “ФПЭОК” от 01 апреля и вручил им экземпляр данного документа. На полученное заключение директор написал возражения и  направил  в виде заявления от  17.04.2006 года на имя начальника Лисичанского ОБОП. В его прямом подчинении находились Рилов и Ченев.
Когда аналогичные жалобы были направлены в органы прокуратуры, начались странные перемещения. Согласно приказу  начальника милиции области от 12 апреля, Рилов назначен на должность оперуполномоченного по особо важным делам Краснодонского  ОБОП, а по распоряжению начальника областного УБОП от 04 мая Рилов с 12 апреля вновь откомандирован в Лисичанский ОБОП.
А Ченев 21 апреля незаконно изъял оригиналы бухгалтерских документов ГП  за  последние 5 лет, чем фактически создал препятствия для нормального ведения бухучета и отчетности на предприятии. Тем же днем в журнале регистрации УБОП появилось сообщение о преступлении, чтобы  имелись основания для проведения проверки в отношении должностных лиц “ЛУМН”.
Жалобы в адрес прокурора Луганской области заставили  аудиторов пойти на попятную. В результате дополнительной проверки 08 мая появилось дополнение к заключению от 01 апреля, согласно которому ранее сделанные выводы о причинении должностными лицами ГП “ЛУМН” материального ущерба предприятию не подтвердились. Данный документ не мог быть использован для шантажа директора, и от него был утаен Ченевым.
Прокуратурой в отношении майора  милиции Ченева возбуждено дисциплинарное  производство. Ченеву, уличенному в превышении установленных УПК сроков доследственной проверки, проведении незаконного осмотра,  изъятии оригиналов бухгалтерских документов 16 июня объявлен выговор. Но жажда наживы оказалась сильнее инстинкта самосохранения.
Наряду с укрощением строптивого директора, проводился поиск организаторов и исполнителей похищения светлых нефтепродуктов из продуктопровода  “ЛИНИК”. В составе охранников ООО “Охранно-юридическая фирма Эдельвейс” были выявлены сотрудники, которым Рилов и Ченев гарантировали получение материальной выгоды от хищения, обеспечение прикрытия незаконной деятельности всех соучастников и невмешательство в их преступную деятельность со стороны правоохранительных органов.
В группу похитителей вовлекли и сторожа ГП “ЛУМН”, так как с этой территории удобно было подключать шланги к незаконной врезке в трубопровод и с помощью электронасоса  по шлангам выкачивать дизтопливо или бензин в заранее привезенные емкости, которые по ночам вывозили для продажи автомобилистам и заправки личного и служебного транспорта.
 Для сопровождения похищенного топлива к местам хранения опера ОБОП привлекли старшего инспектора административной практики группы организационно-информационного обеспечения и административной практики межрайонного отдела ГАИ в г. Лисичанске, обещая ему  долю. Он доставлял похищенное от “ЛУМН” к себе в гараж, расположенный в г. Новодружеске.
Таким образом, вышеуказанные лица совершали тайное присвоение чужого имущества, а именно неопределенного количества нефтепродуктов, принадлежащих ООО “ТНК-ВР Коммерс”, с проникновением в хранилище, каковым являлся продуктопровод ЗАО “ЛИНИК”.
Денежные средства, получаемые от реализации похищенных нефтепродуктов, распределялись следующим образом: 30% - Рилову и Ченеву, 30% руководителям ООО “ОЮФ Эдельвейс”, 40% между непосредственными исполнителями.
В течении полугода аппетит у воровской группы усиливался с каждым месяцем. В сентябре 2006 года за одну вылазку похищалось уже  2 тонны бензина  и дизтоплива.
Реализация похищенного осуществлялась в г.г. Северодонецке и Кременной. Надежность преступной деятельности обеспечивалась мобильной связью, сотовые приобрели для всех соучастников, действовавших по месту извлечения, перевозки и  сбыта топлива.  
Объем похищенного бензина, согласно Инструкции, считался допустимой погрешностью, не отображался в бухгалтерской документации ООО “ТНК-ВР Коммерс”, как недостача нефтепродуктов, и оставался неучтенным документально.
Поначалу хищение проводилось 2 раза в месяц, с декабря  –  дважды в неделю и даже чаще. Для вывоза  привлекли грузовой бус, ГАЗ-53, ЗИЛ-130 и легковушки.
05 января 2007 года из продуктопроводов ЗАО “ЛИНИК” было похищено 6,3 т. бензина марки А-92 и 603 литра дизтоплива,  на  18 тыс. грн. В 22.00 похитители задержаны с поличным на территории “ЛУМН”  подполковником милиции Лисичанского УГРО и пенсионером МВД.  
Рилов и Ченев,  прибыв на место, пытались  склонить работников следственно-оперативной группы - укрыть выявленное ими и дать возможность задержанным вывезти авто и похищенное с территории ГП.
Еще одним не запланированным подсудимым сделал себя замначальника ОБОП, подполковник Зубский. Он 6 января, в 00.25, на “Мерседес-бенц” приехал к зданию Лисичанского ГОВД, где начальник УГРО разговаривал с задержавшими похитителей.
Зубский, исходя из ложно понимаемых им интересов УБОП, причинил подполковнику УГРО телесные повреждения.
До и после взятия под стражу оперов ОБОП, они давали соучастникам и их родственникам советы об уничтожении следов преступной деятельности, даче заведомо ложных показаний на следствии,  приглашении определенных адвокатов. Двое подельников, послушавшись Рилова и Ченева, скрылись от следствия.
К уголовной ответственности привлекались 18 граждан, не считая охранников из киевской фирмы  - их дела выделены в отдельное производство. Расследование Лисичанского дела вел следователь по особо важным делам прокуратуры Луганской области В.Ю. Ермаков. Его действия всячески обжаловались обвиняемыми по делу, давление они оказывали упорное и согласованное, пришлось заручиться поддержкой и содействием сотрудников областного управления СБУ.
Судебное следствие длилось с 2008 года, почти 6 лет. В июле 2013 года Славяносербский райсуд внес приговор всем подсудимым, кроме одного. В мае 2009 года Ченев умер вследствие неизлечимой болезни, дело по нему закрыто. Зубского суд осудил к условному наказанию, он уволен из МВД. Обжаловал вердикт суда первой инстанции только Рилов. Он оспаривал в апелляции лишь конфискацию у него 2-х золотых слитков, изъятых у него по месту проживания.
В ноябре 2013 года судебная коллегия признала выводы суда первой инстанции доказанными, Рилов был взят под стражу в зале суда и этапирован в Менскую колонию, где ему назначено отбывать 5-летний срок наказания.

Александр ИВАНОВ,
по материалам следователя по ОВД прокуратуры Луганской области В.Ю. Ермакова

Александр ИВАНОВ